РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как изменятся требования для перехода на налоговый мониторинг

Право Статьи Лемчик, Крупский и Партнеры
В 2022 году налоговый мониторинг, пока доступный лишь избранным, станет более распространен. Как изменятся требования к желающим перейти на этот режим налогового контроля, рассказывает Александр Земченков, юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры»

В конце февраля правительство утвердило Концепцию развития и функционирования системы налогового мониторинга. Она определяет основные направления (этапы) развития и функционирования системы. Цель реализации концепции — повышение качества и эффективности налогового контроля при помощи высокотехнологичных решений, а также упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это особая форма налогового контроля, введенная в Налоговый кодекс еще в 2015 году. Ее особенность состоит в том, что организация предоставляет налоговому органу удаленный доступ к своей учетной системе, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством) и, соответственно, от затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение объема истребуемых налоговым органом документов;
  • возможность получения мотивированных мнений налогового органа по сложным вопросам учета;
  • отсутствие штрафов и пеней;
  • дополнительное подтверждение репутации добросовестного налогоплательщика.

Как изменится система в 2022 году

Поэтапное снижение показателей

Самая интересная мера, предусмотренная концепцией, — это поэтапное снижение показателей, при которых принимается решение о проведении налогового мониторинга. В настоящее время показатели установлены на следующем уровне:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате за предыдущий календарный год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем доходов за предшествующий календарный год — не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года — не менее 3 млрд руб.

Концепция указывает на существенное снижение этих показателей. Так, с 2022 года организация сможет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если:

  • совокупная сумма налога, подлежащего уплате за предшествующий календарный год, составляет 100 млн руб. (будет рассчитываться с учетом сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов);
  • суммарный объем полученных доходов за предшествующий календарный год — 1 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года — 1 млрд руб.

Меньше условий

Кроме того, довольно неожиданным положением концепции стала отмена обязанности соответствия плательщика одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг достаточно будет соответствовать только одному критерию. С учетом трехкратного снижения показателей это однозначно позволит расширить перечень плательщиков, которые смогут рассмотреть для себя возможность перехода на налоговый мониторинг. Такие изменения позволят вывести данную форму контроля из класса «только для избранных», превратив ее в широко распространенную модель взаимодействия с налоговыми органами.