РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как стартапу мотивировать сотрудников опционами

Менеджмент HR Статьи РБК
Стартапы часто не знают тонкостей использования опционов, поэтому предпочитают классическую схему с поиском инвестиций. Но на раннем этапе развития компании самой выигрышной стратегией могут стать опционы, уверен Андрей Анищенко, сооснователь Skillbox

Сколько человек обычно стоит во главе стартапа? Один, два, реже три. Считается, что собирать большую команду партнеров опасно: это слишком сложная структура, где каждый будет «тянуть одеяло» в свою сторону. Гораздо более популярна стратегия, когда партнеров двое: один отвечает за экспертную составляющую, то есть за продукт, а второй — за развитие компании. Но эта схема перестает работать, когда мы говорим о медийном бизнесе, который требует большей диверсификации ролей: свой руководитель должен быть у каждого из направлений. Кроме того, нужны свои ответственные за продажи, за работу с инвесторами и за поиск новых возможностей.

Чтобы стартап смог не только выжить, но и в перспективе выйти в лидеры рынка, внутри него должна быть создана высокая концентрация возможностей, интеллекта и экспертизы — в первую очередь, за счет правильно подобранной команды. Чем больше в команде участников, тем больше мнений и идей, тем более гибкой становится компания. Другое дело, что на старте у компании обычно нет бюджета на то, чтобы нанять опытных руководителей и первоклассных специалистов. В тот момент, когда стартап только начинает свой путь, единственным его ресурсом часто становятся виртуальные опционы — доли в компании. Именно они могут стать мощным фактором формирования команды.

Деньги для неподкупных: преимущества виртуальных долей

Опцион — это обязательство со стороны акционеров передать сотруднику долю в компании в определенный срок и на определенных условиях. На Западе эта схема успела стать классической, получив широкое распространение в 1970-е годы. Российские же компании начали осваивать ее совсем недавно, в основном ей пользуются крупные корпорации: «Яндекс», Mail.ru Group, «Газпром», «Вимм-Билль-Данн», «ВымпелКом».

Опционы бывают классическими и фантомными: первые дают право на реальную долю в компании, вторые — только на денежную выплату, привязанную к стоимости акций. Кроме того, существуют так называемые виртуальные опционы: их используют компании, акции которых еще не котируются на рынке. Чем хороши опционы?

Формирование команды

На раннем этапе опционы помогают привлечь в стартап сильных экспертов, на покупку чьих компетенций у фаундера пока нет средств. Более того, доля в компании — часто единственное, чем можно заинтересовать специалистов, которых нельзя купить за деньги: это люди, уже добившиеся успеха, поэтому они оценивают новые проекты не по размеру оклада, а по их перспективности.