Материал раздела Основной
Сколько человек обычно стоит во главе стартапа? Один, два, реже три. Считается, что собирать большую команду партнеров опасно: это слишком сложная структура, где каждый будет «тянуть одеяло» в свою сторону. Гораздо более популярна стратегия, когда партнеров двое: один отвечает за экспертную составляющую, то есть за продукт, а второй — за развитие компании. Но эта схема перестает работать, когда мы говорим о медийном бизнесе, который требует большей диверсификации ролей: свой руководитель должен быть у каждого из направлений. Кроме того, нужны свои ответственные за продажи, за работу с инвесторами и за поиск новых возможностей.
Чтобы стартап смог не только выжить, но и в перспективе выйти в лидеры рынка, внутри него должна быть создана высокая концентрация возможностей, интеллекта и экспертизы — в первую очередь, за счет правильно подобранной команды. Чем больше в команде участников, тем больше мнений и идей, тем более гибкой становится компания. Другое дело, что на старте у компании обычно нет бюджета на то, чтобы нанять опытных руководителей и первоклассных специалистов. В тот момент, когда стартап только начинает свой путь, единственным его ресурсом часто становятся виртуальные опционы — доли в компании. Именно они могут стать мощным фактором формирования команды.
Опцион — это обязательство со стороны акционеров передать сотруднику долю в компании в определенный срок и на определенных условиях. На Западе эта схема успела стать классической, получив широкое распространение в 1970-е годы. Российские же компании начали осваивать ее совсем недавно, в основном ей пользуются крупные корпорации: «Яндекс», Mail.ru Group, «Газпром», «Вимм-Билль-Данн», «ВымпелКом».
Опционы бывают классическими и фантомными: первые дают право на реальную долю в компании, вторые — только на денежную выплату, привязанную к стоимости акций. Кроме того, существуют так называемые виртуальные опционы: их используют компании, акции которых еще не котируются на рынке. Чем хороши опционы?
Формирование команды
На раннем этапе опционы помогают привлечь в стартап сильных экспертов, на покупку чьих компетенций у фаундера пока нет средств. Более того, доля в компании — часто единственное, чем можно заинтересовать специалистов, которых нельзя купить за деньги: это люди, уже добившиеся успеха, поэтому они оценивают новые проекты не по размеру оклада, а по их перспективности.