РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как измерить и повысить вовлеченность сотрудников

HR Статьи TalentTech
Эльза Егорова, руководитель продукта TalentTech, рассказывает, как оценить и повысить вовлеченность сотрудников и почему этот показатель приобретает особенное значение для бизнеса в условиях кризиса
Фото:fizkes / Shutterstock
Фото: fizkes / Shutterstock

В условиях вынужденной дистанционной работы вовлеченность сотрудников падает: одним не хватает общения с коллегами, у других работа затягивается до поздней ночи, из-за чего наутро нет сил включиться в процессы, а кому-то просто тяжело противостоять соблазну включить телевизор посреди рабочего дня. Все это снижает продуктивность, а значит, бизнес-показатели. Согласно данным Института Гэллапа, прибыльность у компаний с вовлеченной командой на 21% выше, чем у других.

Вовлеченность часто путают с удовлетворенностью: оба понятия связаны с тем, насколько сотрудника устраивает его работа. Однако для кого-то, чтобы быть удовлетворенным работой, достаточно не задерживаться в офисе и вовремя получать зарплату. Вовлеченность же напрямую связана с эффективностью. Вовлеченные сотрудники не отождествляют себя со своими обязанностями, а смотрят на работу глобальнее — как то, что они делают, встраивается в цели компании. Такие сотрудники готовы работать сверхурочно, чтобы добиться желаемых результатов, и интересуются тем, что происходит в отрасли. Поэтому вовлеченность сотрудников — ключевой компонент, когда речь идет о росте компании, внедрении инновационных решений и выживании в условиях кризиса.

Сигналы, что с вовлеченностью проблемы

Вовлеченность влияет как на результаты работы, так и на сами рабочие процессы. Присмотритесь к происходящему у вас в офисе или на производстве. Вот возможные сигналы того, что сотрудники не вовлечены в работу:

  • вы часто получаете негативные отзывы от клиентов;
  • у вас высокая текучесть кадров;
  • сотрудники часто опаздывают на работу, позволяют себе прогулы, не проявляют инициативу;
  • регулярно происходят инциденты на производстве и в офисе;
  • команда показывает низкие результаты, хотя кажется, что все много работают.

Глобальные изменения в компании, такие как, например, переход на удаленный режим работы, тоже важный повод, чтобы измерить вовлеченность и понять, как перемены отразились на настроении и эффективности сотрудников.

Правила, как измерять вовлеченность

Вовлеченность сотрудников измеряют с помощью регулярных опросов. Для этого привлекают внешних специалистов или справляются силами внутреннего HR-отдела.

Если вы решили проводить опрос сами, но в компании нет профессионального социолога, то, скорее всего, ваши сотрудники скачают вопросы из интернета. Важно адаптировать опрос под свои цели и бизнес-контекст. Например, если опрос подготовлен для офисных сотрудников, а ваша команда трудится на производстве, тогда добавьте в него вопросы на тему обеспечения безопасности: это весомый фактор вовлеченности для синих воротничков. Предварительно проверьте опрос на маленькой группе сотрудников — понятны ли им вопросы, нельзя ли истолковать их или варианты ответов двояко.