РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алексей Тюменцев

Какие пять технологий помогут стимулировать рынок недвижимости

Недвижимость Жилая недвижимость Статьи
Пандемия коронавируса и последовавший за ней кризис отразились на покупательской способности населения. Ожидаемо резко упали продажи на рынке недвижимости. Как повысить эффективность работы и скорость совершения сделок в условиях изоляции?
Фото:Unsplash
Фото: Unsplash

По прогнозам ВШЭ, в 2020 году уровень безработицы в России может достигнуть 9,5%, больше всего пострадает средний класс. Продажи на рынке недвижимости упали и, вероятно, продолжат падать. Поэтому всем его участникам приходится быстро перестраивать бизнес-процессы. При этом им нужно учитывать финансовые трудности, действующие в стране ограничения на передвижение и контакты, перебои в работе госучреждений. Но несмотря на успехи отдельных компаний, рынок недвижимости в целом все еще только стоит на пороге качественного технологического скачка. Какие инструменты стоит внедрять компаниям, чтобы его совершить?

1. Профилирование клиентов, формирование адресных предложений на основе технологий big data

Рынок недвижимости в России — это рынок покупателя. Именно покупатели формулируют предпочтения к жилью, нанимают риелторов, изучают предложения. И каждый выдвигает свои требования к объекту, поэтому зачастую их оказывается сложно формализовать. В большинстве случаев это приводит к тому, что покупателю или арендатору вместе с риелтором приходится осмотреть десятки объектов, прежде чем выбрать подходящий.

Риелторам нужно прекратить тратить время — свое и клиентов — на просмотр заведомо неподходящих объектов. Они должны формировать персональные предложения для каждого покупателя. В этом могут помочь технологии больших данных, которые позволяют анализировать до нескольких сотен параметров. Например, мировой лидер в области инвестиций в PropTech компания MetaProp включает в оценку объекта как традиционные (цена, расположение, число комнат, наличие подходящих школ поблизости), так и косвенные параметры:

  • уровень шума, освещенности,
  • оснащенность фитнес-центров,
  • популярность близлежащих ресторанов,
  • прогнозы по развитию района в ближайшие годы.

Аналитическая платформа Set Schedule использует большие данные для предсказания поведения потенциальных покупателей и продавцов недвижимости. По словам CEO компании Роя Декела, сервис может, например, предвидеть, что семья переедет в течение 6–12 месяцев, хотя еще не знает об этом.

В России потенциал применения искусственного интеллекта и технологий на основе анализа больших данных в сфере недвижимости еще далеко не раскрыт. Согласно опросу PwC, проведенному осенью 2019 года, новые технологии на рынке недвижимости используют 15% компаний отрасли, 37% считают их необходимыми и собираются внедрять, а 48% даже не планируют.

2. Трехмерные модели недвижимости, виртуальные туры

Осмотр становится проблемой, если:

  • потенциальные участники сделки находятся в разных городах или странах;
  • объект еще строится (мешают ограничения, связанные с безопасностью).

В нынешней ситуации, когда в стране действует режим самоизоляции, это еще сложнее. Выходом может стать использование девелоперами и риелторами технологий 3D-визуализации.