РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Яблоко от яблони: как варенье довело семью фермеров до списка S&P 500

Пищевая промышленность Менеджмент Статьи РБК
Семейная компания J.M.Smucker из нишевого бизнеса на яблочном масле выросла в настоящего гиганта потребрынка, попавшего в спискок S&P 500. РБК Pro расказывает, как компания сохранила связь с молодым поколением и выиграла от карантинных мер
Фото: Gary Cameron / Reuters
Фото: Gary Cameron / Reuters

Пандемия оказала разрушительное влияние на бизнес во всем мире. Неопределенность, падение доходов и невозможность выйти из дома негативно сказались на доходах непродуктовых ретейлеров, рестораторов и многих других. Впрочем, акции некоторых предприятий, напротив, выросли. В апреле издание Forbes опубликовало список компаний, чьи ценные бумаги в отличие от многих других подорожали во время худшего квартала в истории с 1987 года. В рейтинг ожидаемо попали производители дезинфицирующих средств, поставщики развлекательного контента и услуг связи. Вне рейтинга издание также выделило компанию J.M.Smucker — американского производителя фруктовых джемов, арахисовой пасты и кетчупов, чьи акции выросли на 7%.

Сейчас в портфеле гиганта потребрынка, входящего в список S&P 500, более 40 разных брендов, в частности арахисовая паста Jif (ставшая особенно популярной в разгар пандемии), фруктовые спреды и джемы Smucker’s, а также кофе Folgers. В компании заверяют, что продукты J.M.Smucker используют 90% американцев. В 2019 году оборот компании, которая вот-вот отметит свой 100-летний юбилей, составил $7,84 млрд, а операционная прибыль — $928,6 млн. Но начинался этот бизнес с маленького семейного предприятия.

С верой в яблоки

Фото: jmsmucker.com
Фото: jmsmucker.com

В 1897 году 39-летний фермер и репетитор по чистописанию из Огайо Джером Монро Смакер основал небольшую фабрику по производству сидра. На тот момент он уже владел четырьмя фермами и одним молочным заводом. Несмотря на то что Смакер рос в семье меннонитов (представители одной из протестантских деноминаций), отрицавших современную механику, он создал и использовал на своей фабрике механизм, работавший на паровой тяге. Устройство отжимало яблоки для получения сидра и уксуса.

Сидры Смакера обрели большую популярность и стали более востребованными, чем продукция его молочного завода. Но после производства напитка оставалось много яблочного пюре. Тогда предприимчивый фермер решил найти применение производственным отходам и начал выпускать густой соус из остатков яблок, так называемое яблочное масло. Его фасовали в глиняные кувшины объемом полгаллона (чуть меньше 2 л), на которые затем от руки наносили фамилию Смакера. С 1900 года вместе со своим сыном Уиллардом фермер начал разъезжать по Огайо, предлагая жителям штата яблочное масло. К 1915-му годовые продажи продукции составляли почти $60 тыс. А еще шесть лет спустя, в 1921-м, Смакер официально основал компанию J.M.Smucker, которая специализировалась на консервированных фруктах и джемах.