РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Роберто Саракко — РБК: «Цифровизация убьет большинство компаний»

Инновации IT Цифровизация Статьи РБК
Известный эксперт в области технологий рассказал, почему в новом цифровом мире есть место лишь для глобальных корпораций либо, наоборот, для малого бизнеса
Роберто Саракко
Роберто Саракко (Фото: ehelf.nu.edu.kz)

Кто такой Роберто Саракко

Эксперт по технологическому развитию. Входит в руководство крупнейшей в мире ассоциации специалистов в области техники IEEE (штаб-квартира в Нью-Йорке). Ранее был директором Центра будущего крупнейшей итальянской телекоммуникационной компании Telecom Italia, руководил проектом Всемирного банка по стимулированию предпринимательства в Латинской Америке. Автор множества научных статей и 14 книг. Ведет магистерский курс по технологическому прогнозированию и влиянию на рынки в Трентском университете (Италия).

«Мы переходим от атомов к битам»

— В своих выступлениях вы отмечаете: когда любая отрасль становится цифровой, ее объем в денежном выражении сокращается. Так, доходы музыкальной индустрии упали после того, как стало возможным слушать музыку в YouTube, а не покупать CD. Нет ли в таком сжатии рынков из-за цифровизации угрозы для компаний?

— Экономика всегда эволюционирует в направлении повышения эффективности. Цифровая трансформация привела к тому, что рынок стал глобальным. Это значит, что вы можете добраться до каждого человека на планете и продавать ему свои продукты. Но это могут делать и другие компании. Поэтому конкуренция сейчас такая, какой в истории еще не было. В свою очередь, высококонкурентная среда всегда ведет к тому, что прибыль, которую вы можете получить в цепочке создания стоимости, рано или поздно сократится, а цена для клиента снизится. Вы покупаете телевизор, а через какое-то время обнаруживаете, что цена на телевизоры снизилась, потому что их производство стало более эффективным. Потребитель от этого выигрывает, но размер рынка сокращается. И так везде, где есть конкуренция: рост эффективности ведет к снижению цены. Потребитель может потратить сэкономленные деньги на что-то еще. Заметьте, что в последние 20 лет мы стали покупать намного больше разных вещей, чем раньше, поскольку у нас остается больше денег.

— То есть это обычная тенденция в экономике, а не что-то специфически связанное с цифровизацией?

— Цифровизация только ускоряет все эти процессы. Суть в том, что в цепочке создания стоимости, основанной на материальном, состоящем из атомов продукте, эффективность повысить очень сложно. Но если мы переходим от атомов к битам, все меняется: биты, по большому счету, ничего не стоят. Здесь можно получить намного большую маржу. А это означает, что можно радикально снизить цены. Большинство приложений сегодня бесплатны, а за хлеб надо платить, поскольку он сделан из атомов, и радикально снизить его стоимость нельзя. Можно разве что немного повысить эффективность его производства.