РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Экодиктатура: как сертификация меняет правила игры на рыбном рынке

Сельское хозяйство Пищевая промышленность Право Статьи РБК
Алексей Буглак, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), рассказывает о том, как и почему экосертификация стала диктовать правила игры на мировом рыбном рынке и как в этот тренд вписывается Россия
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Чтобы сохранить промысловые возможности не только в краткосрочной перспективе, но и для всех будущих поколений, мировое сообщество использует различные методы — от научных исследований и борьбы с нелегальным выловом до повышения экологической ответственности бизнеса.

Особое место в этом списке занимает экосертификация рыболовства. Ее задача — не допустить переловов, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, чтобы вести устойчивый промысел долгие годы.

Экологическая сертификация промысла того или иного вида — независимая комплексная оценка их соответствия критериям устойчивого рыболовства. Речь идет не только о качестве рыбной продукции, но и о влиянии промысла на окружающую среду и сохранность запасов добываемого ресурса. Объекты сертификации — отдельные промысловые популяции и районы лова (то есть виды рыбы и район его добычи).

Сегодня мировой рынок сертифицированной рыбопродукции оценивают более чем в $14 млрд, из которых $2 млрд — «добавочная стоимость» эколейблов, и она постоянно растет. В России идея национальной сертификации обсуждалась давно, но в качестве государственной задачи ее зафиксировали только в 2019 году — в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года.

Герман Зверев Сомнительный улов: как верно оценить стоимость рыбной отрасли
Сельское хозяйство Пищевая промышленность Статьи РБК

В какой момент экосертификация стала диктовать правила игры на мировом рыбном рынке? Есть ли будущее у российской экосертификации? Ждать ли сертификации условий труда на рыбных промыслах и производстве? Ответы на эти вопросы важны для понимания перспектив отрасли.

Как зарождалась экосертификация

Cчитается, что добровольная экологическая сертификация впервые появилась в Германии в 1977 году. Это была программа Blue Angel, которая существует до сих пор и охватывает более 12 тыс. различных товаров (от электроники до текстиля), производимых без ущерба для окружающей среды.

В рыболовстве экосертификация зародилась в середине 1990-х. В 1995 году Всемирный фонд дикой природы (WWF) запустил кампанию Endangered Seas, которая получила широкий отклик в Европе — общественность узнала о серьезных экологических проблемах, которые создают рыбные промыслы: масштабные переловы (чрезмерный вылов рыбы), использование губительных орудий лова, выбросы, смертность редких и исчезающих видов фауны, негативное влияние на экосистемы и т.п.

На фоне этого WWF начала сотрудничать с одним из главных игроков рыбного рынка того времени — компанией Unilever (в середине 1990-х она контролировала четверть рынка замороженных рыбных полуфабрикатов в США и ЕС). Время было удачное: Unilever только что с ощутимыми финансовыми и репутационными потерями пережила крупный скандал с использованием в производстве говядины, зараженной коровьим бешенством.

В этот же период FAO (продовольственная организация ООН) разработала Кодекс ответственного рыболовства, который впоследствии стал методологическим фундаментом для большинства «рыбных» сертификаций. В 1997 году WWF и Unilever создали некоммерческую организацию Морской попечительский совет (Marine Stewardship Council, MSC).

Ситуация не была уникальной именно для рыбной отрасли. Она лишь повторяла процессы, через которые ранее прошли лесная индустрия, производство текстиля и электроники. В этих отраслях, как и в рыболовстве, катализатором изменений стали медиаскандалы и разоблачения.

Без права на выбор

Добытчики и переработчики выступали категорически против сертификации промыслов. Например, в конце 1990-х американская ассоциация National Fisheries Institute (NFI) даже приняла декларацию, где заявила, что никогда не будет сотрудничать с MSC. Но создатели будущего тренда продолжали работать с общественным мнением. Все больше потребителей выражали обеспокоенность происходящим в отрасли. А они ведь не только покупают, но и выбирают.