РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Галина Круглая

Полет в «цифре»: что поможет авиаотрасли выжить после пандемии

Авиация Статьи РБК
Кризис может ускорить решение давней проблемы российской гражданской авиации — отсутствия цифровой инфраструктуры взаимодействия компаний
Фото:РИА Новости
Фото: РИА Новости

Уже ни для кого не секрет, насколько силен окажется удар пандемии и связанных с ней ограничений по авиаперевозкам. До сих пор это самый быстрый способ перемещения людей и товаров по земному шару и, следовательно, залог устойчивого развития торговых отношений и движения денежных средств.

Закрытое небо

По итогам апреля можно говорить о более или менее объективной картине падения объемов авиаперевозок. Ведь ни в феврале, ни даже в марте мы не видели тотального закрытия границ и ограничений на внутренние перемещения в связи с карантином. Поэтому мы с осторожностью относились к февральским прогнозам о снижении годовой выручки авиакомпаний на $60 млрд (при 14-процентном снижении объемов авиаперевозок за год) и мартовским — о снижении выручки на $300 млрд при падении перевозок на 53%.

В апреле пассажиропоток российских авиакомпаний упал на 92%. Официальной мировой статистики еще нет, но результаты будут сопоставимыми. Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) бьет тревогу — никогда в истории авиационная отрасль не сталкивалась с подобной ситуацией. Достаточно обратить внимание на:

  • заявления о банкротствах национальных перевозчиков ЮАР, Маврикия, Колумбии;
  • объявления о значительных сокращениях в United Airlines, Delta, Virgin Atlantic, Qatar Airways, авиастроительных концернах Airbus и Boeing и многих других компаниях;
  • продажу всех акций авиакомпаний холдингом Berkshire Hathaway миллиардера Уоррена Баффетта;
  • начало возврата авиационной техники лизингодателям;
  • первые отказы авиакомпаний от оплаты счетов по международным соглашениям о взаимном признании бланков перевозочной документации.

По данным IATA, отрасль поддерживает около 65,5 млн рабочих мест во всем мире, включая 10,5 млн сотрудников в аэропортах и авиакомпаниях. Нигде нельзя в один день просто остановить производство и затем так же, в один день, его запустить. Это цепная реакция, которая задействует всех пользователей, партнеров и в первую очередь самих производителей товара или услуги, не имеет значения. Прекращается денежный поток на одном участке — на другом можно увидеть последствия.