РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Почему Россия перешла с чая на кофе

По итогам 2019 года статус «чайной страны» утрачен окончательно
HoReCa Ретейл Маркетинг Статьи РБК
По итогам 2019 года Россия окончательно утратила статус «чайной страны»: как подсчитали отраслевые эксперты, потребление кофе в натуральном выражении превысило потребление чая
Фото: Stu Forster / Getty Images
Фото: Stu Forster / Getty Images

В 2019 году россияне потребили 180 тыс. т всех возможных кофейных напитков (приготовленных из зерен, молотого и растворимого кофе, а также смесей), сообщил гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. По его словам, потребление чистого чая всех сортов без учета травяных смесей составило лишь 140 тыс. т. Кофе впервые вышел в лидеры, резюмирует Чантурия. В предыдущие два года россияне за год употребляли примерно одинаковое количество чая и кофе — по 160 тыс. т.

Данные об импорте, которые РБК рассчитал на основе статистики Федеральной таможенной службы, подтверждают преобладание кофе. В 2019 году Россия завезла 413,3 тыс. т основных видов кофе (таможенный код 0901, не учитывает растворимый) и 314,2 тыс. т всех возможных видов чая (код 0902). Кофе завозили в основном из Вьетнама, Бразилии и Италии, чай — из Индии, Шри-Ланки и Кении.

Таможня, указывает Чантурия, прежде всего учитывает поставки сырья, тогда как «Росчайкофе» считает уже готовые продукты.

Исследовательская компания GfK, которая отслеживает покупки более 20 тыс. российских домохозяйств, также фиксирует, что покупки кофе в магазинах уже два года опережают покупки чая. В 2019 году для домашнего потребления российские семьи купили 110,8 тыс. т кофе и только 90,6 тыс. т чая. В 2018-м это были, соответственно, 104,7 тыс. и 92,3 тыс. т.