РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Олег Коновалов

10 лидерских метанавыков, необходимость которых выявил COVID-кризис

Менеджмент Статьи РБК
Кризис, вызванный COVID-19, заставил задуматься о том, какие лидерские навыки и компетенции будут определяющими для успешного прохождения «идеального шторма» и ключевыми в ближайшие десять лет. И не просто навыки, а метанавыки. Я выделил десять основных

Об авторе

Олег Коновалов — бизнес-эксперт и консультант. Входит в список самых влиятельных бизнес-мыслителей в рейтинге Thinkers50, занимает первое место по корпоративной культуре в рейтинге Thinkers360.

Получил докторскую степень в бизнес-школе Даремского университета. Специализируется на управлении организациями, лидерстве и корпоративной культуре.

Автор книг:

  • «Спрятанная Россия»,
  • «Организационная анатомия. Как управлять компанией с хирургической точностью»,
  • «Корпоративная суперсила»,
  • «Лидерология».

Метанавыки — это общие и многократно используемые навыки, которые либо применяются для решения широкого круга проблем, либо помогают приобрести другие, более специфические навыки.

Я опросил ряд руководителей компаний из списка Fortune500 и определил десять лидерских метанавыков, которые будут критически важными в ближайшие десять лет.

Самосознание

Кто мы, с нашей точки зрения? Как нас видят другие? Как часто мы задаем себе эти вопросы и насколько ясно и честно отвечаем на них, является отправной точкой в понимании себя, своего места в мире, того, что мы способны сделать.

Согласно исследованию психолога и автора бестселлеров, таких как «Инсайт», Таши Эйрих, 95% людей думают, что они все знают о себе, хотя по-настоящему знают лишь 10–15%. Причина в том, что большинство из нас просто слепо наблюдает за собой, что часто ведет к культу себя и самообману. Наблюдать за собой — не значит знать себя. Чтобы знать себя, нужно очень ясно осознавать свои ценности, страсти, стремления, уровень соответствия окружающей среде и влияния на других, причины тех или иных реакций.

Лидер без знания себя не может эффективно управлять людьми и помогать им расти.

Видение

Мы живем во времена лидерской слепоты. Я провел исследование, результаты которого показали, что только около 0,1% лидеров действительно имеет видение (книга The Vision Code, выйдет в США в 2020 году).

Большинство лидеров утверждают, что имеют видение, но фактически даже не могут объяснить, что такое видение и как его можно воплотить в жизнь. Они заменяют видение деньгами и показателями эффективности, забывая, что сегодняшние показатели не определяют будущего. Как сказал основоположник аналитической психологии Карл Юнг, «пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет направлять вашу жизнь, и вы будете называть это судьбой».

Видение — это будущая реальность, созданная сегодня на благо других. Успешное видение — это воплощение позитивного образа будущего в реальность.

Без видения мы потеряемся в реальности, которую не готовы принимать, так как она не отражает наших желаний. В этом смысле видение — это самый мощный и универсальный инструмент, который нам нужен, чтобы изменить мир вокруг и определить, каким будет будущее.

Понимание организаций

Организация — это мост, связывающий предпринимателя и клиентов, а также инструмент для производства востребованных товаров и услуг. Организация умирает, если не растет.

Каждый бизнес имеет свой архетип. Базовых архетипов пять:

  • организации-производители;
  • организации, зависящие от знаний;
  • организации, зависящие от локации;
  • донорозависимые организации;
  • государственные организации.

Если у лидера сложилось неверное понимание того, что представляет собой его организация, к какому архетипу она относится, каковы его специфичные свойства, характеристики и возможности, он обязательно потерпит неудачу. Без понимания организации лидер — это генерал без армии.