РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Святослав Бирюлин

Как консультационный совет поможет компании преодолеть кризис

Менеджмент Статьи Sapiens Consulting
Собственники компаний сейчас вынуждены принимать судьбоносные решения. Однако решения, принятые в одиночку, часто бывают ошибочными, а совет директоров слишком неповоротлив. Удержать бизнес на плаву поможет консультационный совет
Фото: Jacob Lund / Shutterstock
Фото: Jacob Lund / Shutterstock

По своей работе с Ассоциацией независимых директоров я знаю, что в последние годы очень возрос интерес частных компаний к созданию советов директоров, в том числе для выхода акционеров из операционного управления. Наступивший кризис эту тенденцию, возможно, замедлит, но не остановит. Однако в сам кризисный период возрастет спрос на консультационные советы (advisory boards). В чем разница между советом директоров и консультационным советом?

Как устроен консультационный совет

Совет директоров предназначен для принятия стратегических решений и не имеет права вмешиваться в операционное управление компанией. 

Консультационный совет гораздо гибче с точки зрения формы работы и полномочий. В классическом формате он состоит из советников акционера. Это опытные специалисты, которых невозможно или слишком дорого нанять на постоянную работу. Члены совета не принимают решения, но помогают акционерам сформировать более взвешенную позицию и дополнить внутреннюю экспертизу компании внешней.

Консультационный совет успешно работает в таких корпорациях, как American Textile Company, SAP (там он называется supervisory board), Milsoft (энергетическая компания из США), Whole Foods (американская сеть продуктов питания, купленная Amazon несколько лет назад) и т.д.

В консультационный совет обычно приглашают опытных экспертов. Вместе они формируют коллективный орган. Поэтому участники совета не могут быть просто «звездами». Это должны быть люди, которые умеют работать в команде и согласовывать свои действия.

Задача членов совета — выявить глубинные проблемы компании и помочь их устранить. Кроме того, консультационный совет, как и совет директоров, должен создавать дополнительную ценность для компании, помогая сотрудникам развиваться, а не заменяя их собой. В кризис консультационный совет помогает компании остаться на плаву, а после — решить задачи развития.

Консультационный совет обычно состоит из 3–5 человек. Их специализация зависит от конкретных задач компании и ее слабых сторон, которые акционеры хотят компенсировать. Вознаграждение оговаривается с каждым членом совета отдельно. Чаще всего оно состоит из оплаты участия в заседаниях совета (хотя члены консультационного совета много работают и между заседаниями) и бонуса, привязанного к достижению годовых целей. Акционеры часто приглашают в советы людей, которых знают лично (например, однокашников по бизнес-школам), или обращаются за помощью в специальные организации.