РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Изможденные изоляцией: возрождение туризма начнется с российских курортов

Туризм Прогнозы TUI Россия
Туристическая индустрия замерла на неопределенный срок. Тарас Демура, генеральный директор «TUI Россия», рассказывает, чем сейчас заняты компании и с чего начнется восстановление отрасли
Фото:Bruna Prado / Getty Images
Фото: Bruna Prado / Getty Images

Во второй половине марта стало понятно, что туристическая отрасль вот-вот будет полностью парализована: эпидемия коронавируса охватила весь мир, страны — одна за другой — закрывали границы. Довольно быстро стало проблематичным путешествовать и по России.

Если сначала мы предполагали, что, придется приостановить отправку туристов по некоторым направлениям в феврале—марте, в начале апреля, и рассчитывали, что в мае уж точно все нормализуется. Сейчас делать прогнозы, когда начнут снимать ограничения и открывать границы, не готов никто.

Мы не можем отправлять туристов на отдых, но можем завершить те проекты, над которыми работали последние несколько месяцев, — это новый сайт, мобильное приложение, программа лояльности. Пока нет активных продаж, мы сфокусировались на них, чтобы заложить хорошую экономическую основу для будущей работы. Возможно, другого такого шанса спокойно заниматься проектной работой потом не будет.

Что еще сейчас происходит, и какие перемены обсуждают в отрасли?

1. Ускоряется переход в онлайн

Недавно у нас прошел телемост с китайскими компаниями из разных сфер. Их опыт интересен, так как страна находится примерно на три месяца впереди нас с точки зрения эпидемии.

Сейчас в Китае постепенно снимаются запреты и ограничения. Компании из разных сфер бизнеса уже увидели, как изменились привычки покупателей и трансформировались способы потребления. Нескольких месяцев оказалось достаточно для того, чтобы люди захотели покупать онлайн куда в большей мере, чем они это делали раньше. Кроме того, люди в Китае сейчас стараются меньше встречаться очно и больше общаются удаленно. Даже наши коллеги — офлайн-туроператоры, говорят, что клиенты не хотят без крайней необходимости приходить в офисы продаж. Они предпочитают общаться с менеджерами по туризму онлайн, и даже если покупают туры напрямую на сайтах операторов, пользуются экспертизой, которой владеют турагенты.