РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как преобразовать финансовый отдел компании — рекомендации PwC

Менеджмент Финансы и бухгалтерия Исследования PwC
Компании-лидеры все чаще поручают финансовым директорам проводить изменения в таких областях, как управление персоналом и повышение эффективности бизнеса. Как создать в компании финансовый отдел, способный решать эти задачи, рассказывает PwC
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

С чего начать преобразование финансовой функции

Елена Троян, директор практики консультационных услуг в области повышения эффективности финансовой функции, PwC в России

«Цифровые технологии, автоматизация процессов оказывают существенное влияние на компетенции, которые требуются от руководителей финансовой функции. Новые вызовы и бизнес-задачи заставляют их все чаще задумываться о том, что нужно сделать, чтобы внести более существенный вклад в повышение эффективности деятельности компании.

Начать функциональную трансформацию финансовой функции следует с работы в трех ключевых сферах: персонал, процессы и эффективность бизнеса. В первую очередь стоит обратить внимание на колоссальные возможности в сфере повышения эффективности управления персоналом: пять из шести шагов, направленных на повышение эффективности финансовой функции, имеют отношение к повышению цифровой грамотности персонала, а также к развитию средств коммуникации и совместной работы.

Необходимо также сконцентрироваться на процессах. Самые успешные инициативы по реорганизации процессов вне зависимости от их масштабов подразумевают не только автоматизацию. Они направлены на то, чтобы обеспечить предоставление необходимой аналитической информации тем, кто в ней действительно нуждается. 30–40% временных затрат на процессы можно сократить за счет автоматизации и внедрения поведенческих изменений. И наконец, эффективность финансовой функции зависит также от аналитической информации, которой пользуется финансовый отдел. 75% времени передовые финансовые функции посвящают именно анализу данных».

Аналитики PwC провели ряд интервью и сопоставили сведения более чем 700 финансовых функций. На основе этого они дали рекомендации, как компании создать современную финансовую функцию, готовую ко всему и способную решать задачи в трех ключевых сферах.

Управление персоналом

Задача — открыть новые возможности использования незадействованных ресурсов финансовой функции.

Рекомендации финансовому директору

  • Одновременно думайте и про финансовую, и про кадровую составляющие. Оцените, какие навыки, необходимые для достижения конкретных результатов программы трансформации вашей финансовой функции, уже имеются у ваших сотрудников. Изучите возможности участия в программах ротации, обучения на рабочем месте у более опытных сотрудников или у внешнего провайдера. Так вы поможете сотрудникам выявить незадействованные навыки.
  • Используйте концепцию вымышленных персонажей, чтобы проработать новый функционал финансовой службы. Персонаж — это вымышленное лицо, действующее в рамках определенной роли. Эта тактика поможет вам построить целевую организационную структуру вашего отдела. Кто вам нужен? Сотрудники, настроенные на решение проблем и разбирающиеся в бизнесе? Сотрудники, которые ставят во главу угла экономическую эффективность и могут сопоставить плюсы и минусы при выборе из широкого круга сценариев? Креативные личности, способные визуализировать задуманное, предлагать инновации и экспериментировать?
  • Избавьтесь от барьеров, влияющих на производительность и эффективное сотрудничество. Используйте инструменты автоматизации рабочего процесса — интеграционные платформы персональных приложений и лент активности социальных сетей (digital social hubs) и инструменты для обмена сообщениями в режиме реального времени (chat tools). Постарайтесь разрушить организационные барьеры и понять, каким образом нормы управляемости и уровни управления, стереотипы и культурные различия мешают людям доверять друг другу и сотрудничать.

Повышение эффективности бизнес-процессов

Задача — создать максимально эффективную, а не максимально автоматизированную функцию.