РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Восстановление или перезапуск: сценарии оживления бизнеса после локдауна

HoReCa Образование Финансы Ретейл Разработка ПО Прогнозы РБК
Пандемия остановила многие отрасли. Сколько компаний смогут после нее встать на ноги, никто не знает, — все сейчас учатся управлять неопределенностью. Юрий Филатов, партнер консалтинговой компании Unusual Concepts, описывает два сценария восстановления
Фото:Alberto Saiz / AP
Фото: Alberto Saiz / AP

Режим самоизоляции будет стоить экономике России, по разным оценкам, от 2 до 15% ВВП. Кроме того, в нашей стране в ближайшее время могут появиться от 2 млн до 15 млн новых безработных. Половина россиян уже не имеют накоплений более чем на месяц, чтобы оплачивать расходы без помощи кредитов.

Технологический сдвиг

Семимильными шагами идет технологическая трансформация в разных отраслях, однако, увы, не везде одинаково.

Лидеры перехода в онлайн — компании из сферы ретейла, образования, общественного питания, а также производители ПО для удаленной работы. Мощно растут компании, работающие в сфере технологий для слежки и видеонаблюдения. В области развлечений взлетели сегменты игр, онлайн-кинотеатров. Заметен подъем в секторе Digital health (за счет использования технологий ИИ в разработке вакцин, а также разрешений на доставку лекарств из аптек и т.п.).

Пул наиболее активно растущих сегментов небольшой:

  • онлайн-доставка товаров первой необходимости и еды;
  • производство и дистрибуция товаров первой необходимости;
  • курьерская доставка, в том числе гиперлокальная;
  • все, что касается организации удаленной работы (например, сервисы для видеосвязи).

Растут и некоторые другие категории онлайн-ретейла, а также сферы онлайн-образования и развлечения, но этот рост продолжится, до тех пор пока у граждан не начнут заканчиваться деньги.

Стая «черных лебедей»

Множится число так называемых ключевых неопределенностей, таких как изменение потребления, повторные вспышки коронавируса, деглобализация цепочек поставок, рост глокальности (региональной локальности), роботизация производств.

Кроме того, повсеместно внедряются новые правила ведения бизнеса. Это означает, что каждую отрасль впереди может ждать целая стая «черных лебедей».

Для нашего исследования COVID-REPORT мы проанализировали большой объем информации и, используя модели scenario planning (сценарное планирование — планирование будущей бизнес-среды в условиях неопределенности) на базе комбинации статичных предопределенных элементов и разного исхода событий ключевых неопределенностей, составили два глобальных варианта развития событий — перезапуск и долгое восстановление.

Вот как будут выглядеть сценарии развития для отдельных отраслей при моделировании на 2020–2022 годы.

Food

  • Перезапуск

Индустрия производства продуктов питания в ближайшее время продолжит рост, но предпочтения потребителей постепенно перейдут в сторону более дешевых товаров.

В четвертом квартале 2020 года ситуация в отрасли относительно выровняется. В течение 2021 года потребительская корзина постепенно подорожает, люди начнут отдавать предпочтение более качественным, дорогим продуктам.

Как рестораторы Нью-Йорка и Лондона пытаются выжить во время карантина
HoReCa Рестораны Менеджмент Статьи Bloomberg
Джонатан Воксмен

Индустрия ресторанного бизнеса будет испытывать колоссальные сложности и снижение спроса. Выручка заведений начнет медленно расти только с середины третьего квартала — начала четвертого квартала 2020 года. За 2021 год ситуация восстановится. При этом значимо вырастет сегмент онлайн-доставки, в том числе продуктов для приготовления по рецепту.

  • Долгое восстановление

Для компаний-производителей ситуация относительно позитивная. Исключение — постепенное падение спроса на дорогие продукты и изменение портрета потребителя — все больше розницы, все меньше опта.

В течение 2020 года закроется огромное количество ресторанов. Те, кто переходят на онлайн-доставку, будут переоборудованы под формат dark kitchen, их выручка сократится кратно. Потребители будут выбирать качество, а не формат и красоту заведения.

В 2021 году спрос постепенно начнет восстанавливаться, 2022-м рост продолжится с более серьезными темпами. Постепенно оживут форматы традиционных ресторанов, но с увеличенным пространством между столиками, что сделает формат еще более дорогим.

Ретейл

  • Перезапуск

Многие игроки сожмутся или закроются, пройдут банкротства. На рынке останется крупный бизнес и те, у кого хватит запаса прочности пережить кризис. Ретейл полностью перейдет в онлайн, но офлайн не умрет, приобретя более четкие черты entertainment. У людей станет меньше денег, но они еще больше захотят проводить время на приятных площадках для развлечений.