РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Что-то пошло не так: как подготовить сайт к резкому росту трафика

IT Интернет-торговля Инструкции РБК
Владимир Самсонов, технический директор digital-агентства «Студия Олега Чулакова», рассказывает о том, какие инструменты компании использовать для оптимизации работы сайта и приложения. Чтобы праздники или пандемия не вывели их из строя
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Материал будет полезен владельцам интернет-сервисов, руководителям проектов, продуктовым менеджерам и ИT-директорам. В каждом шаге обозначены участники процесса и их роли.

Массовый переход в онлайн из-за карантина привел к повышенной нагрузке на многие интернет-ресурсы.

  • В компании Netflix сообщили о совокупном увеличении трафика на 30–50% по сравнению с обычным пиковым в выходные дни.
  • Стриминговая платформа Amazon Twitch всего за две недели выросла на 33%, с 33 млн пользователей на 8 марта 2020 года до 43 млн на 22 марта.
  • На видеоплатформе YouTube в марте был отмечен рост числа пользователей в десктопной версии на 15%.

Чтобы интернет-провайдеры смогли выдержать нагрузки, Евросоюз призвал стриминговые платформы прекратить показывать видеоконтент в высоком разрешении во избежание сбоев.

Российские компании также отметили увеличение нагрузок на свои сервисы. Отчет SimilarWeb, подготовленный в конце марта по запросу РБК, показал многократный рост количества посещений сервисов онлайн-обучения, онлайн-кинотеатров и фитнес-приложений. Увеличился трафик и у сервисов доставки продуктов: онлайн-гипермаркет «Утконос» отметил рост в 2,5 раза, сайт «Перекрестка» — в два раза.

Проблемы ресурсов при повышенной нагрузке

Чаще всего при увеличении нагрузок на свои интернет-ресурсы компании сталкиваются с такими типовыми проблемами, как:

  • загрузка контента у посетителей;
  • частичный или полный отказ сервиса.

В итоге владельцы сервисов наблюдают снижение конверсии (отношение числа посетителей, выполнивших на сайте какие-либо целевые действия (покупка, регистрация, подписка, посещение определенной страницы и т.д), к общему числу его посетителей, выраженное в процентах. — РБК Pro) и уменьшение числа целевых посетителей. Это приводит к снижению дохода.

Настраиваем систему мониторинга

Если ваш сайт начал работать медленно из-за высокой нагрузки (множества посетителей на нем), то нужно понять, какие разделы не справляются и почему. Первый шаг — разверните и настройте систему мониторинга сетевой инфраструктуры.

Такого рода мониторинг позволяет технической команде:

  • контролировать состояние сайта;
  • анализировать использование им ресурсов в реальном времени;
  • настроить автоматическую систему оповещений о возможных сбоях.

Существует множество в том числе свободно распространяемых систем мониторинга. Наиболее популярные из них:

  • Zabbix,
  • Nagios,
  • Prometheus,
  • Munin.

Мы используем систему Prometheus, а для удобной визуализации данных, полученных оттуда, задействуем еще один продукт — Grafana. Такая связка позволяет получать аналитику, интерактивные графики и визуализацию по использованию ресурсов и процессов сетевой инфраструктуры.