РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Так себе впечатления: как коронакризис заставит миллениалов повзрослеть

Менеджмент Статьи Bloomberg
Впечатления в последние годы стали куда важнее для молодежи, чем, например, покупка недвижимости. Но кризис может снова перевернуть все с ног на голову, и казавшиеся беспечными миллениалы будут тратить деньги точно так же, как их бабушки и дедушки
Фото: Jenny Evans / Getty Images
Фото: Jenny Evans / Getty Images

Одним из последствий мирового финансового кризиса стал серьезный сдвиг в потребительских предпочтениях: люди переключились с вещей на впечатления. Обладание собственным домом или квартирой перестало играть значимую роль, в особенности для миллениалов. На это повлияло как падение доходов, так и изменение правил выдачи ипотеки. Вместе с тем рост интереса к смартфонам, социальным сетям и таким приложениям, как Uber и Airbnb, подпитывал потребительскую культуру, в центре которой оказались еда, путешествия и различные мероприятия. В посткоронавирусном мире (по крайней мере до появления вакцины) на смену полюбившемуся образу жизни с большой вероятностью придут привычки более старших поколений. Из-за страха подхватить вирус и норм социального дистанцирования люди скорее будут тратиться на оснащение собственного дома, нежели на сервисы и впечатления, большинство из которых подразумевает посещение людных мест.

Продажа радости: как работает экономика впечатлений в России и за рубежом
Индустрия развлечений Статьи BBI
Фото: Dario Pignatelli / Bloomberg

Оглянувшись назад, можно выделить три причины, по которым потребители после финансового кризиса переключились с вещей на впечатления. Первая заключалась в том, что с 2006 по 2014 год количество домохозяйств, владеющих собственной жилплощадью, сократилось почти на 1 млн, а арендаторов стало больше на 7 млн. Среди молодежи этот тренд прослеживался особенно ярко. Молодые арендаторы устремлялись в города в поисках карьеры, а также ради того, чтобы наладить личную жизнь. А это означало, что они могли тратить на что-то, помимо товаров для дома и ремонта из HomeDepot.