РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Рита Макграт — РБК: «Вашу бизнес-модель быстро скопируют»

Менеджмент Статьи РБК
Известный специалист в области менеджмента предупредила об опасности «потогонной» системы, где людей контролируют алгоритмы, и рассказала, чем плохи CEO, выжимающие максимум из бизнеса компании
Рита Макграт
Рита Макграт (Фото: RitaGuntherMcgrath / Facebook)

Кто такая Рита Макграт

Профессор Школы бизнеса Колумбийского университета, признанный эксперт в области инноваций и роста в период неопределенности. В качестве консультанта и приглашенного спикера работает с компаниями из списка Fortune 1000, помогая CEO, советам директоров и топ-менеджерам не терять стратегическую перспективу в быстро меняющихся условиях. Рита Макграт регулярно занимает высокие позиции в рейтинге ведущих бизнес-мыслителей мира Thinkers50. Автор бестселлера «Конец конкурентного преимущества».

«Нужно постоянно экспериментировать»

— Вы много пишете о том, что в наши дни компании быстро утрачивают конкурентные преимущества и, чтобы выжить, нужно постоянно создавать что-то новое. Почему так происходит?

— По всему миру мы видим снижение барьеров для входа на рынок. Возьмите YouTube. Что раньше вы должны были сделать, если бы захотели показать свое видео сотням миллионов людей? Вам потребовалась бы собственная медиакомпания. Сегодня два человека могут записать видео в своем гараже и выложить его на YouTube. Вы даже можете построить на этом целый бизнес. Цифровизация тут — важный фактор. Другая причина — глобализация. Если вспомнить время, когда конкурентные преимущества были устойчивыми, долговременными — например, 1960-е годы, мы увидим, что Индия, Китай, Латинская Америка не были серьезными конкурентами на глобальном рынке. Сегодня, если вы нашли какую-то очень эффективную бизнес-модель, ее быстро скопируют в какой-нибудь точке планеты.

— Как понять, что ваше конкурентное преимущество скоро перестанет существовать до того, как это станет очевидным?

— Я бы следила за тем, что говорят ваши клиенты: может быть, им удалось найти более дешевый продукт или менее совершенный, но вполне подходящий под их нужды. Еще один симптом: вы начинаете терять хороших сотрудников — они не хотят работать на вас и уходят к кому-то другому. Третий — вы инвестируете, а адекватного возврата на инвестиции нет. Все это помогает понять, что вы постепенно теряете конкурентное преимущество.