РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Сила в бренде: как взять кредит под залог интеллектуальной собственности

Право Финансы и бухгалтерия Инструкции Городисский и партнеры
Сергей Медведев, партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры», разъясняет механизм, как бизнес может взять кредит в банке, заложив не материальные ценности, а интеллектуальные активы

«Крик души» основательницы сети семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой облетел интернет: владелица довольно успешного бизнеса из 50 кафе (выручка в 2018 году — 2 млрд руб.) 23 марта сообщила, что из-за падения посещаемости закрыла пять из 33 московских заведений, а выручка по сети упала на 85%. Бизнес других аналогичных сетей тоже рухнул в одночасье. С просьбой о помощи предпринимательница обратилась к государству, предложив дать полную кредитную амнистию для всех пострадавших отраслей и денежные гранты на оплату аренды для малого и среднего бизнеса.

Власти учли не все пожелания бизнеса, предоставив для начала лишь отсрочку на налоги и арендные каникулы для определенных сфер. Однако выживать предпринимателям каким-то образом надо. Одной из возможностей получить сегодня деньги может стать кредит под залог интеллектуальных (исключительных) прав бизнеса.

Нематериальные ценности

Интеллектуальные активы многих компаний сегодня составляют большинство капитала, чем материальные. Заинтересовать банкиров могут, например, права на программные продукты, базы данных, товарные знаки, запатентованные технологии (изобретения, полезные модели и т.п.).

По данным консалтинговой компании Interbrand, материальные и нематериальные активы известных компаний мира соотносятся так: