РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Виктор Орловский

Девять позитивных последствий пандемии для стартапов

Инвестиции Прогнозы
Работа многих стартапов сейчас практически парализована. Немногие из них переживут коронавирусный кризис. Те, кому это удастся, получат преимущества «чистой поляны» и возможность обратить в свою пользу все произошедшие изменения

Один из основателей современной физики Нильс Бор как-то сказал: тяжело делать предсказания, особенно если они касаются будущего. Весь мир переживает непростые времена. И когда вернется в нормальное русло, пока непонятно. Однако понятно: чем дольше продлится всемирный карантин, тем больше он повлияет на мир пост-COVID-19. Крупные изменения произойдут и в мире стартапов.

Стартапы, по крайней мере те, что находятся на ранней и средней стадиях развития, по сути, относятся к малому бизнесу. Однако отличаются от других небольших компаний — такие стартапы поддерживают венчурные инвесторы, надеющиеся на их экспоненциальный рост. Этот рост требует существенных затрат. Поэтому стартапы, как правило, долгое время убыточны.

У большинства стартапов на ранней и средней стадии финансирования меньше денег, чем нужно на шесть месяцев жизни при текущем уровне доходов. Хотя еще в феврале многие из них привлекли инвестиции на 12 месяцев, чтобы сильно не размывать доли, и имели неплохие запасы наличности.

Сегодня венчурный рынок качнулся от стартапера к инвестору — то есть если раньше стартап диктовал условия, на которых он был готов принять деньги, то сейчас инвестор определяет, на каких условиях он готов эти деньги дать. Для этого есть четыре причины.

  1. Многие фонды не хотят инвестировать в компании, основателей которых не видели в лицо. Венчурный бизнес — это суперлокальный рынок. Инвесторы любят посещать компании и видеть, как они функционируют.
  2. Фонды вынуждены пересматривать размеры резервов для компаний из своих портфелей.
  3. Фонды находятся в состоянии неопределенности и хотят дождаться времени, когда будущее можно будет прогнозировать более точно.
  4. Многие бизнес-ангелы ранних стадий финансово пострадали и ушли с венчурного рынка.

Таким образом, значительное количество инвестиций заморожено. При этом стартапы в большинстве индустрий переживают существенное падение доходов. Особенно это касается стартапов из сфер туризма, разработки корпоративного программного обеспечения, технологии для маркетинга и рекламы. Многие из этих стартапов вынуждены были переориентироваться на работу онлайн из-за введения режима самоизоляции. Тем временем большинство их клиентов из числа крупных компаний либо еще не научились покупать продукты и сервисы онлайн, либо и сами дезорганизованы из-за необходимости перехода на такой формат работы. Эти стартапы либо уже потеряли клиентов, либо потеряют и не найдут новых.