РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Трудовое право во время пандемии: FAQ от работодателей

Право HR Статьи Forward Legal
Экономическая стагнация и меры, направленные на борьбу с пандемией, создали много сложностей в отношениях между работниками и работодателями. Галина Стрелкова, юрист Forward Legal, ответила на десять самых распространенных вопросов по трудовому праву
Фото: Aude Guerrucci-Pool / Getty Images
Фото: Aude Guerrucci-Pool / Getty Images

1. Может ли работодатель в условиях распространения коронавируса уволить сотрудников со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства?

Короткий ответ: нет, не может, так как эпидемия COVID-19 носит временный характер.

Сейчас во многих регионах РФ распространение коронавирусной инфекции признано чрезвычайным обстоятельством (например, указ мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ; постановление губернатора Московской области от 13.03.2020 № 115-ПГ).

Если в вашем регионе COVID-19 признан чрезвычайным обстоятельством, то для начала мы рекомендуем проанализировать:

  • обстоятельства, которые препятствуют продолжению трудовых отношений в период эпидемии;
  • сможете ли вы продолжить трудовые отношения с работниками после окончания эпидемии.

Существуют чрезвычайные обстоятельства, наступление которых препятствует продолжению трудовых отношений (например, компания не может работать, если производственные площадки разрушены землетрясением или военными действиями). Распространение COVID-19 носит временный характер. В настоящее время многие страны, которые первыми столкнулись с эпидемией (Китай, страны Евросоюза), возвращаются к нормальной жизни и снимают ограничения.

Как уволить сотрудника и не пожалеть об этом
HR Право Подборки РБК
Фото: Roland Samuel / Unsplash

Если ваш анализ показал, что после эпидемии вы сможете продолжить трудовые отношения с работником, то мы не рекомендуем увольнять сотрудника со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства. Если из-за текущих ограничений у вас возникли финансовые трудности и вы не можете обеспечить сотрудников работой в прежнем объеме, то такие обстоятельства считаются предпринимательским риском. Вы можете рассмотреть другие способы сокращения издержек организации (ввести простой, перейти на режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, предоставить работникам ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п.).

2. Можно ли объявить простой на период эпидемии?

Короткий ответ: да, можно.

Приостановка работы по экономическим, технологическим, техническим или организационным причинам является простоем (ст. 72.2 ТК РФ).

Если вашу деятельность приостановили власти, введенные ограничения вызвали разрыв производственных или логистических цепочек, а перевод сотрудников на дистанционную работу невозможен, то вы вправе объявить простой и издать приказ об этом. В этот период рекомендуем выплачивать работникам 2/3 заработной платы (это не будет считаться нарушением заявленных президентом РФ гарантий «сохранения заработной платы»).

Юлия Литовцева Как защитить интересы в суде по делу о банкротстве в условиях пандемии
Право Инструкции Пепеляев Групп
Фото: Oleg Magni / Pexels

В течение трех дней после издания приказа о простое обязательно сообщите о переходе на режим простоя службе занятости (п. 2 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п. 6 письма Роструда от 19.03.2012 № 395-6-1).

3. Что делать, если ваша организация продолжает работу в обычном режиме, а работник отказывается приезжать в офис?

Короткий ответ: вы можете применить дисциплинарное взыскание.

Если ваша организация продолжает работу в обычном режиме, то вы должны определить, какие категории работников обязаны быть на рабочем месте. Мы рекомендуем издать приказ, в котором нужно указать: