РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Роботы на удаленке: как RPA спасает бизнес-процессы в критические моменты

IT Цифровизация Статьи Первый Бит
Александр Князев, директор центра корпоративных клиентов компании «Первый бит», рассказал о том, что такое роботизация, как начать ее внедрять в компании и как применяют роботов в разных сферах экономики за рубежом
Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images
Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

Что такое RPA

Robotic process automation — это автоматизация некоторых рабочих процессов с помощью программных роботов. По оценке McKincey, примерно в 60% профессий можно смело автоматизировать треть работы.

Роботы отлично справляются с формированием отчетов, сбором статистики, транзакциями, уведомлениями и напоминаниями, выставлением счетов и сверкой бухгалтерских актов. Умеют распознавать текст на сканах, актуализировать информацию в CRM, ERP.

Главное отличие роботизации от автоматизации в классическом ее понимании — отсутствие интеграций с системами. Этим объясняется высокая скорость внедрения и вездесущность роботов. Фактически роботы RPA — те же сотрудники, только виртуальные; никто ведь не интегрирует менеджеров и бухгалтеров с SAP или «1С».

Роботам достаточно один раз «показать», что в какой последовательности делать, и они могут заниматься этим 24 часа в сутки, в несколько раз быстрее людей. Самое важное условие — процессы для робота должны укладываться в четкий пошаговый алгоритм. Если у компании с этим проблемы, нужен бизнес-аналитик, который разложит процесс на отдельные операции и упакует их в шаблон, где это возможно.

Роботов разрабатывают сотни вендоров, в том числе есть российские платформы PIX, ElectroNeek и Robin. Большая тройка на глобальном рынке — UiPath, Automation Anywhere и Blue Prism, стремительно выросшие в последние два-три года на волне популярности RPA. По итогам 2018 года, по данным Gartner, спрос на программных роботов вырос на 63%, это самый высокий показатель среди всех технологий автоматизации. При этом 51% рынка приходится на Северную Америку, 23% — на Западную Европу, замыкает тройку Япония.

15 вопросов про RPA — роботизацию задач, которые никто не любит делать
IT Цифровизация Статьи Первый Бит

Можно говорить наверняка, что ситуация с коронавирусом подогрела интерес к программным роботам со стороны бизнеса и государства. Согласно «коронавирусному» исследованию EY, один из выводов, который сделали для себя 36% топ-менеджеров во время пандемии, — нужно ускорять автоматизацию в своих компаниях. Надо полагать, RPA в их планах занимает одно из первых мест.

Главное для тех, кто готов к роботизации

  1. Без поддержки сотрудников успешная роботизация невозможна. Найдите время доходчиво объяснить, что такое RPA и для чего в компании появятся роботы. Поясните, что это помощники, которые берут на себя рутину. В противном случае сотрудники будут переживать, что роботы их заменят, и устроят саботаж.
  2. Сведите к необходимому минимуму согласования, разрешения, допуски и другую бюрократию мирного времени. Только так получится запустить робота через один-три дня, а не через пару месяцев, когда, возможно, будет поздно.
  3. Начните с роботизации одного процесса. Максимум — двух. Через неделю оцените эффект и решите, стоит масштабировать или нет.
  4. Пропишите все показатели, которых хотите достичь благодаря роботам: экономия рабочего времени, NPS и так далее. Здесь как никогда актуален совет: «Оцифровывайте всё».

Коронавирус и RPA

Во время пандемии часть бизнеса стала похожа на приемные отделения инфекционных больниц. У банков, страховщиков, авиакомпаний, производителей антисептиков резко вырос объем административной рутины, а людей взять негде. Поэтому многие компании по всему миру перекладывают некоторые задачи на программных роботов RPA, умудряясь запускать их за один-два дня вместо стандартных до пандемии нескольких недель. Российский бизнес может брать их опыт на вооружение в любой момент — хоть в кризис, хоть после него.