Опубликовано 29.04.2020, 12:04
Когда из-за введения в России режима самоизоляции учебные заведения временно перешли в режим онлайн-обучения, вскрылась проблема: проводить уроки этот формат позволяет, а вот контролировать полученные знания — с большим трудом. Ничто не мешает ребенку положить перед компьютером учебник и отвечать урок, периодически в него поглядывая. Учителям приходится идти на ухищрения — заставлять учеников закрывать глаза повязкой и просить девочек и мальчиков с длинными волосами делать прическу с хвостиком — чтобы было видно, что они сдают проверочное задание без наушников.
Для учителей обычных школ эта проблема в новинку, а вот онлайн-образовательные учреждения столкнулись с ней давно. Когда в 2015 году знакомый пригласил разработчика ИТ-проектов Дмитрия Истомина принять участие в запуске Национальной платформы открытого образования (проект Минобрнауки, цель которого — дать возможность студентам слушать онлайн-курсы других вузов, а потом сдавать по ним экзамены и получать реальные оценки в диплом), организаторы столкнулись с тем, что у них нет механизма контроля онлайн-экзаменов. Заинтересовавшись проблемой, Истомин запустил собственный стартап Examus, разработавший систему видеонаблюдения за студентами на экзамене. С помощью технологии компьютерного зрения она может засечь наличие в комнате, где сидит студент, посторонних людей и звуков, а также его попытки воспользоваться компьютером — открывать на нем сайты и документы с подсказками. Среди клиентов Examus — 15 из топ-20 вузов России: Высшая школа экономики, СПбГУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», Санкт-Петербургский политехнический университет, Уральский федеральный университет, Казанский федеральный университет и другие, а также Корпоративный университет Сбербанка.