РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как чувствовал себя российский малый и средний бизнес в начале года

Индекс его активности продолжил снижение на фоне падения продаж и сокращения персонала
Менеджмент Исследования РБК
Показатель деловой активности российского малого и среднего бизнеса — индекс RSBI — в марте продолжил снижение второй месяц подряд. Единственная компонента делового климата, показавшая рост в I квартале, — доступность финансирования
Фото:Максим Шеметов / Reuters
Фото: Максим Шеметов / Reuters

В марте деловая активность в сегменте малого и среднего бизнеса снизилась до 45 пунктов против 49,6 пунктов в феврале, следует из расчета индекса RSBI в ежеквартальном исследовании Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research (есть у РБК). Снижение активности началось после незначительного оживления в январе, когда индекс достиг 51,4 пункта.

Опросы для индекса RSBI проводятся каждый месяц, а результаты исследования публикуются раз в квартал. В марте в исследовании участвовали владельцы и топ-менеджеры 1619 предприятий во всех 85 регионах России. Значение индекса выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже — снижение.

Единственная составляющая индекса, которая выросла по итогам первого квартала, — это доступность финансирования: в течение всех трех месяцев уровень показателя превышал 50 пунктов, а удовлетворенный спрос малых и средних предприятий на кредиты в среднем на 8 п.п. превышал количество отказов. В январе индекс доступности финансирования составлял 54,1 пункта, в феврале — 53,6, а в марте вырос — до 54,3 пункта. В то же время больше половины опрошенных компаний не пыталась в этот период взять кредит.

Наибольший вклад в снижение активности МСБ внесло падение продаж ниже 40 пунктов в среднем и малом бизнесе и ниже 30 пунктов в микробизнесе. «Очевидно, что на этот показатель, в первую очередь, повлияло резкое падение курса рубля, которое пришлось как раз на начало марта и уже ставшее очевидным — влияние пандемии», — отмечается в исследовании.