Что поддержит ваш бизнес: чек-лист из пяти пунктов
1. Сконцентрируйтесь на поступлении денег и поддержании ликвидности
Деньги в компанию приходят через три основных источника: от покупателей, банков и акционеров. Разберем, как взаимодействовать с каждым из них.
Покупатели и клиенты
Даже если кризис на вас не сказался мгновенно, пересмотрите свои прогнозы привлечения новых клиентов и заказов, которые вы составили при годовом планировании.
Разделите текущих клиентов по зонам риска, исходя из вашей оценки того, как текущие проблемы на них повлияют. Для этого оцените:
- Возможное падение объемов заказов от них в ближайшей перспективе и в перспективе нескольких месяцев (эффект может быть отложенный). Постарайтесь опираться на понимание ваших клиентов, их планы или на отраслевые прогнозы. Важно, чтобы оценка была основана на максимально достоверной информации, которая вам доступна.
- Возможные риски неоплаты. Если у вас b2b-бизнес и сотни клиентов, которые не привязаны к конкретным секторам экономики, то сделать это будет довольно трудно. Сравнительно доступный и быстрый способ — разделить клиентов по отраслям и использовать данные из надежных исследований по влиянию текущего кризиса на эти сегменты рынка. Чтобы быстро учесть индивидуальные особенности конкретной компании, используйте данные СПАРК, кредитные рейтинги и доступную в интернете отчетность. Дополнительно используйте сайт Федресурса, где можно найти отчетность многих компаний.
Исходя из проведенного анализа, пересмотрите лимиты по отгрузкам.
Обязательно усильте кредитный контроль и функционал сбора дебиторской задолженности.
Если есть возможность, подумайте, в каких ситуациях и по отношению к каким из ваших партнеров вы можете и захотите пойти навстречу. Помните, что сложные ситуации, которые вы преодолели вместе с контрагентом, ведут к надежным, доверительным отношениям.
Банки