РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алена Афонина

Время компромиссов и реверансов: как социальный бизнес переживет кризис

Медицина Менеджмент Статьи РБК
Социальный бизнес в период пандемии столкнулся с особыми проблемами, которые требуют нестандартных решений. Отрасль не попала в список пострадавших, поэтому справляется своими силами и просит о минимальной помощи
Фото:ТАСС
Фото: ТАСС

Недавно правительство обновило список предприятий, сильнее всего пострадавших от распространения коронавируса. Социально ориентированный бизнес снова в него не попал. Чиновники посчитали, что бизнесмены из этой отрасли справятся сами.

На рынке услуг для пожилых людей сейчас существуют пансионаты для престарелых с медицинской лицензией и совсем небольшие пансионаты без нее. Разброс цен на услуги — от 1,5 тыс. до 20–30 тыс. руб. в сутки.

Бизнес этот до сих пор не лицензирован, поэтому доля серых игроков, предоставляющих услуги (часто сомнительного качества), до сих пор значительная. Может быть, это одна из причин, по которой государство не сочло нужным помогать отрасли. Однако услуги компаний в сфере ухода за пожилыми людьми весьма востребованы и сама ниша перспективна.

Согласно данным НАСО (Национальная ассоциация участников социального обслуживания), через 20 лет число граждан в возрасте 70+ вырастет в 3,5 раза. Потребность в постоянном профессиональном уходе за пожилыми, по прогнозу, увеличится на 28%. Мы считаем, что это зона роста российского рынка. И в разгар пандемии боремся за будущее отрасли.

Готовность номер один

Конечно, никто не был готов к пандемии. Но все-таки пансионаты для престарелых сначала оказались в чуть более выигрышном положении в сравнении с другими хотя бы потому, что предоставляют медицинские услуги и находятся в постоянном контакте с государственными социальными службами. Действия в случае форс-мажорной ситуации здесь регламентированы и всем известны.

Наша компания — сеть частных домов для престарелых, которые помогают пожилым людям после тяжелых операций, занимаются профилактикой деменции и заботятся о тех, кто уже не в состоянии делать это сам. Каждый год мы готовимся к сезону эпидемии гриппа. Это, конечно, не коронавирус, но меры безопасности принимаются похожие. Поэтому, как только стали поступать тревожные новости о COVID-19, врачи пансионатов еще до официальных рекомендаций чиновников начали вводить режим повышенной готовности к эпидемии. Это позволило нам выиграть немного времени. И мы довольно легко смогли подстроиться под реалии пандемии, когда всем стал понятен масштаб бедствия.

Как лидер социально ответственной компании должен изменить мышление
Ретейл Финансы Пищевая промышленность Менеджмент Статьи McKinsey

Организация работы в режиме карантина и самоизоляции особых усилий не потребовала. Например, телемедициной мы пользовались и до коронавируса. Онлайн-совещания тоже не в новинку: пансионаты работают в нескольких регионах страны, так что сотрудники часто решают текущие вопросы удаленно с помощью современных технологий.

Теперь уже, конечно, поздно советовать создавать регламенты действий на случай непредвиденных ситуаций. Но что точно еще не поздно, так это инвестировать в диджитализацию рабочих процессов. Удаленное ведение бизнеса — тренд, который с нами надолго.

Хотя больше всего в кризис помогает финансовая подушка безопасности, но она не вечная, поэтому приходится искать и другие способы выживания.

Никаких новых контактов

Чего надо постараться максимально избежать в пансионате для престарелых и других подобных заведениях, так это вспышки коронавируса. Поэтому первое, что нужно сделать, — ограничить доступ на территорию. Мы даже новых постояльцев прекратили принимать: безопасность сейчас важнее.