Материал раздела Основной
Алина Давлетшина
По данным ФАС, еще 12 лет назад реклама в интернете не превышала 5% от общего объема, а сейчас эта цифра приближается к 50%. Вполне логично, что интернет-реклама привлекает к себе все больше внимания со стороны контролирующих органов, ФАС и прокуратура уже несколько лет активно следят за социальными сетями, выявляя нарушителей в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ).
В качестве примера можно привести дело против крупного российского банка, который разместил в своем Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ)-аккаунте рекламу со слоганом «Молодым платить не по масти». В ФАС это расценили как использование тюремного жаргона и нарушение запрета на рекламу, содержащую бранные слова и оскорбительные образы. Согласно определению ФАС, пост «способствует популяризации криминальной организации».
Что интересно, предписание удалить неэтичную рекламу было выдано и самому банку, и компании, которая вела его страницу в Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ). При этом штраф 100 тыс. руб. выписали только подрядчику.
В то же время в марте 2020 года ФАС отказалась инициировать проверку в отношении сети магазинов алкоголя, которая продвигала свои товары на официальной странице в TikTok. Реклама алкоголя в России запрещена. Но, по словам представителя ФАС, «в настоящее время официальные странички компаний в социальных сетях не являются рекламой».
Если за рекламой в интернете в целом и в социальных сетях в частности контролирующие органы наблюдают давно, то первые случаи привлечения к ответственности блогеров появились только в 2019 году. В 2020 году такая практика стала массовой.