РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как составить антикризисный план по шагам

Менеджмент Статьи РБК
Кризис — серьезный вызов. Каждой компании нужен полноценный план реагирования на него. Сергей Елисеев, президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров, рассказывает, как составить такой план и проверить его работоспособность

Распространение коронавируса и снижение цен на нефть привело к кризису похуже того, что случился в 2008 году. Российской экономике не удалось избежать негативных последствий двойного удара. Пострадали сферы транспорта, туризма, производства, развлечений, HoReCa, потребительских товаров. Во многих из них падение — запредельное. Как долго продлится спад и когда начнется восстановление, предсказать пока сложно. Поэтому компаниям нужны действенные антикризисные планы.

Как составить антикризисный план

Шаг № 1. Проведите стресс-тест и определите «линию смерти» (death line) — время, которое есть у компании до наступления краха при условии, что продажи будут падать, а затраты — расти заданными темпами.

Выберите базовую стратегию в зависимости от ситуации в компании, ее ресурсов и возможностей, а также от целей владельцев. Основных вариантов четыре:

1. Экспансия — увеличение доли рынка компании и поглощение конкурентов. Вариант подойдет компании, у которой есть ресурсы, эффективная бизнес-модель и сильный менеджмент.

2. Прорыв — ставка на прорывной проект, продукт, технологию.

3. Выход из бизнеса — изъятие средств из компании, прекращение инвестиций и воспроизводства, максимизация прибыли любой ценой. Эти меры поднимут стоимость продажи бизнеса.

4. Сохранение — сохранение главных функций и компетенций, ключевых сотрудников, «сброс» всего остального: вспомогательных, второстепенных процессов и активов. Это — наиболее распространенная стратегия, в рамках которой стоит рассмотреть дальнейшие действия и решения.

Шаг № 2. Сформируйте антикризисный штаб.

Примите взвешенное решение о том, кто возьмет на себя функции и полномочия кризис-менеджера:

мажоритарный владелец — возвращается в «операционку», максимально мотивированный сохранить бизнес и доверие контрагентов;

СЕО самостоятельно продумывает и реализует план, привлекая стороннего эксперта для независимой оценки его эффективности. В отсутствие такого эксперта риски для бизнеса возрастут. Это связано с тем, что часто СЕО заинтересован сохранить привычный порядок вещей в компании и снизить свой уровень ответственности, а не вводить непопулярные и самоограничительные меры.

Интерим-менеджер — внешний, опытный и независимый кризис-менеджер, привлеченный на время, реализует антикризисный план. Психологически нанять такого менеджера — самое сложное решение для владельца бизнеса.

Совет директоров, уже существующий в компании, должен усилить состав опытным кризис-менеджером, работать в оперативном режиме, то есть собираться 1‒2 раза в месяц. Совет как коллегиальный орган не может взять на себя роль кризис-менеджера, но должен принять ответственность за качество разработки и реализации антикризисного плана.

В контексте каждой отдельной ситуации выбирается лучший вариант — тот, что обеспечит условия разрешения кризиса.