РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

На пару очков впереди: как Warby Parker захватила рынок оптики

Ретейл Менеджмент Статьи РБК
В стартап по продаже дешевых очков в интернете изначально никто не верил. Но за десять лет основатели Warby Parker создали бизнес с армией поклонников и чередой подражателей. А название компании быстро стало именем нарицательным
Нейл Блюменталь и Дэйв Гильбоа
 
Нейл Блюменталь и Дэйв Гильбоа   (Фото: Michael Buckner / Getty Images)

Когда в 2014 году Филип Крим запускал свой стартап Casper, он заявил, что планирует создать аналог Warby Parker в мире матрасов, и был не слишком оригинален, анонсировав появление новой компании таким образом. С момента основания в 2010 году e-commerce стартапа по продаже оптики это имя стало нарицательным, и едва ли не каждый молодой бренд, собравшийся продавать что-либо в интернете, объявлял себя очередным Warby Parker в своей сфере.

Компания-оригинал за десять лет успела открыть 130 магазинов в Северной Америке, набрала 2 тыс. сотрудников и пожертвовала 5 млн пар очков жителям развивающихся стран. Сейчас Warby Parker, продукция которой обрела множество фанатов среди миллениалов, оценивают в $1,75 млрд. Но поначалу идея продавать очки онлайн многим казалась абсурдной.

Оригиналы без инвестиций

В 2009 году профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант не оценил идею стартапа по продаже недорогих очков в интернете, когда его студенты Дэйв Гильбоа, Нейл Блюменталь, Джефф Рэйдер и Эндрю Хант озвучили свой план.

«Моя первая реакция была такой: это просто смешно! Конечно, люди не будут покупать очки в интернете. Они должны сначала проверить зрение, а потом захотят примерить оправу. Нет, такой подход определенно не сработает», — вспоминал Грант. Ему также показалось, что молодые люди недостаточно серьезно подходят к созданию бизнеса — все студенты тогда записались на летние стажировки, и профессор гадал, как же они найдут время на развитие собственной компании. В общем, когда студенты предложили преподавателю инвестировать в их проект, тот отказал. Позже, в книге «Оригиналы: как нонконформисты двигают мир вперед», Грант назвал этот отказ самым неудачным финансовым решением в своей жизни.

Как в Home Depot побороли проклятье онлайн-продаж
Ретейл DIY Менеджмент HR Маркетинг Статьи РБК
Фото:Tim Boyle / Getty Images

Впрочем, Грант был не единственным, кого не убедила напористость студентов, задумавших продавать очки онлайн.

«Мы общались с огромным количеством предпринимателей, и многие советовали нам поумерить свой пыл, — вспоминал Гильбоа. — Они говорили, если вам показалось, что ваша идея замечательна, это еще не означает, что хоть кто-то узнает о вашем существовании».