РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Никита Непряхин

Девять ловушек мозга: почему мы принимаем ошибочные решения

Менеджмент Статьи Business Speech
Спросите любого топ-менеджера о том, как он принимает решения. В ответе он упомянет слова «разум», «логика», «анализ». Но что в действительности руководит нашими поступками? Взвешиваем ли мы все за и против? Как глубоко рассматриваем альтернативы?

До середины XX века преобладала точка зрения, что человек — существо рациональное, а все наши действия — взвешенные. Однако в 1957 году было доказано, что рациональность человека сильно ограничена. Большое влияние на нее оказывают когнитивные искажения. Мозг ленится думать и игнорирует важные детали. Поэтому зачастую мы совершаем поступки, прямо противоположные здравому смыслу. Но есть хорошая новость: чаще всего в эти ментальные ловушки попадают люди, не знающие об их существовании. Поэтому делюсь с вами девятью иллюзиями мозга, поняв которые, вы посмотрите другими глазами на свои действия и начнете принимать решения с учетом новых знаний.

Заблуждение № 1. «Я объективно оцениваю вероятность какого-либо события»

На самом деле мы привыкли думать: что легче вспоминается, то и более вероятно.

Мы склонны судить о вероятности и распространенности чего-либо, опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений. Это приводит к необъективности, ведь на ум всегда приходят либо наиболее яркие и эмоциональные события, либо недавние, либо те, в которых мы участвовали. Если же подходящих примеров в памяти не находится, подключается воображение. Опять же мы ориентируемся на свой опыт. Это приводит к некорректной оценке вероятности события и вообще к систематическим заблуждениям. Хороший пример — кейсы. Как часто, ориентируясь на свою или чужую практику, мы решаем, что какое-то явление распространено.

Мой совет — забудьте о том, сколько у вас опыта, со сколькими проектами вы работали, сколько вы прочитали. Принимая решение, исходите из того, что вы не знаете ничего. Так взгляд на проблему будет честнее.

Заблуждение № 2. «Если я уверен, что это ложь, — меня не переубедить»

Как бы не так! Простой способ заставить ерунду казаться правдой — повторение.

Мы считаем более правдивой ту информацию, которую слышали много раз, и доверяем тому, что нам знакомо. Вы можете возразить, что эта ловушка действует, когда люди не уверены в истинности утверждения. Но недавние исследования показали, что это не так. Эффект иллюзии правды работает и с абсолютной ложью в такой последовательности:

  1. «Это однозначно ложно».
  2. «Это скорее ложно».
  3. «Я сомневаюсь».
  4. «Это может быть верно».
  5. «Это верно».

Хороший пример — навязчивая реклама. Чем чаще мы слышим рекламный слоган, тем больше он кажется аксиоматичным. В коллективных обсуждениях тоже наблюдается интересный феномен. Стоит одному участнику совещания несколько раз произнести свое мнение, как остальные соглашаются, что он лучше всех выразил общие интересы.

Мой совет — насторожитесь, если вы услышали что-то, что кажется правильным, но вы не можете объяснить, почему. Изучите вопрос подробнее. Не поленитесь проверить цифры и факты.

Заблуждение № 3. «Я открыт ко всему новому и готов менять свою позицию»

На самом деле большинство из нас не способны принять новые факты, если они противоречат нашим устоявшимся мнениям, убеждениям, нормам или парадигмам.