В мировой и российской экономике происходят масштабные изменения. Например, на рынке появляются конкуренты, уже использующие новые цифровые бизнес-модели, которые не могли появиться раньше. Стриминговый сервис Netflix изначально рассылал клиентам DVD по почте, а сегодня это крупный игрок индустрии развлечений и сам производит фильмы и сериалы с многомиллионными бюджетами. Google — крупнейший производитель музыки, хоть и не является звукозаписывающей компанией, и все благодаря системе микроплатежей, придуманной техгигантом. Жизненный цикл продукта сокращается, покупатели становятся более требовательными и хотят покупать там и тогда, когда им это удобно, причем по оптимальной цене и с доставкой день в день.
Все это вынуждает компании меняться: отказываться от традиционных подходов к тому, как вести бизнес, и принимать стратегические решения, искать прорывные идеи, внедрять современные технологии даже в самые консервативные сферы — финансы и бухгалтерию. Американский бизнес-гуру Ицхак Адизес уверен: «Меняйся или умри!» Даже если вы сами не меняетесь, другие меняются и для вас это может плохо закончиться. Каждый раз, когда происходят изменения, вы постоянно принимаете решения, делаете выбор. Важно осознавать, что даже выбор по умолчанию — оставить все на своих местах — это тоже выбор, который влечет за собой определенные последствия.
Внедрение изменений в организациях, особенно сверху вниз, почти всегда влечет за собой волну сопротивления, а положительный эффект от трансформации может быть получен не сразу и не в должном масштабе. Lean-менеджмент привлекателен тем, что состоит на 80% из организационных изменений, то есть зависящих от человека, и только на 20% из инвестиций в технологию. Lean позволяет всем командам говорить друг с другом на одном языке и служит базой для успешного внедрения других гибких методологий в компании. Например, agile базируется на похожих инструментах, только адаптированных для команд по разработке продуктов: вместо доски визуализации — kanban, вместо стендапов — scrum meeting, формат регулярных встреч всей рабочей группы или команды.
Внедрение Lean-менеджмента призвано решить три основные для бизнеса задачи.