Экс-невидимки: как риск-менеджеры стали самыми важными сотрудниками
Двадцать лет назад корпоративные риск-менеджеры были фактически невидимыми специалистами. Часто они работали в бэк-офисе и занимались оформлением страховок на случай природных катастроф или других проблем с имуществом (торнадо, пожаров, землетрясений, прорывов труб). Молодые люди не слишком рвались становиться риск-менеджерами и лишь единичные университеты готовили выпускников по этой специальности. Но пандемия изменила все буквально за один день. «К риск-менеджерам начали прислушиваться в совете директоров. Они получили право голоса и влияние», — говорит Аль Марселла, президент компании Automation Consultants, специализирующейся на оценке безопасности. Советы директоров начали экстренно создавать отделы кризисного планирования и безопасности данных при удаленной работе. А риск-менеджеры стали незаменимыми сотрудниками.
Это сложная работа, которая требует серьезного набора умений. Директор по управлению рисками должен обладать аналитическими навыками, чтобы оценить как цепочки поставок, так и эффективность персонала; способность поддерживать множество контактов (с юридическими фирмами, страховщиками, коллегами по цеху); силой убеждения; финансовой грамотностью, достаточной не только для того чтобы разобраться в отчетности компании, но и оценить потери в случае, если фабрика по производству запчастей в Турции внезапно закроется на неделю; он также должен быть отличным коммуникатором, чтобы в случае кризиса объяснить происходящее и сотрудникам, и СМИ. Параллельно с этим такие специалисты должны отчитываться перед государственными регуляторами и инвесторами о том, насколько компания готова к глобальной катастрофе. Эта работа — «участие в войне, которую вы не начинали, но, для победы в которой понадобится колоссальное количество ресурсов, при этом каждый шаг может спровоцировать эффект домино и череду последующих кризисов», объясняет Джонатан Берштейн, который сам руководит фирмой по управлению рисками.