РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Мир после COVID: каким он будет

Менеджмент Прогнозы BCG
COVID-19 и введенный из-за него режим самоизоляции изменили и то, как мы работаем, и то, что мы потребляем. Такие перемены не всегда преходящи. BCG — о том, как компаниям готовиться к жизни в мире после кризиса
Фото:Ariana Cubillos / AP
Фото: Ariana Cubillos / AP

Давайте прежде всего рассмотрим, как глубокий социальный кризис формирует настроения и модели поведения. Масштабные дестабилизирующие события могут стать причиной фундаментальных сдвигов в социальных настроениях и убеждениях, которые, в свою очередь, открывают дорогу новой политике, новым методам работы, новым запросам и моделям поведения потребителей; в некоторых случаях эти обновленные парадигмы закрепляются надолго. 

Исторические примеры перемен, вызванные социальными кризисами

  • Некоторые историки утверждают, что именно «черная смерть», убившая от 25 до 30 млн человек в Европе XIV века, привела к концу феодализма и крепостного права и открыла путь для эпохи Просвещения, поскольку баланс сил сместился в сторону сильно поредевших трудовых ресурсов. Чума определила путь развития европейской истории.
  • Вторая мировая война ускорила вовлечение женщин в трудовую деятельность. Значительная доля трудоспособного населения была занята непосредственно военными действиями, и женщин поощряли к работе на «трудовом фронте». Для этого вводились специальные меры по преодолению социальных (а порой и правовых) барьеров. После войны последствия этих изменений закрепились в обществе.
  • Теракты 11 сентября 2001 года привели к изменению политики в отношении транспорта и безопасности во всем мире. В социальном сознании произошел массовый сдвиг в сторону компромисса между неприкосновенностью личной жизни и безопасностью. Как следствие, граждане согласились на более жесткие уровни досмотра и наблюдения в интересах коллективной безопасности.

Социальные кризисы также могут оказывать долговременное влияние на закономерности в потреблении. Например, вспышка атипичной пневмонии в Китае в 2003 году изменила отношение к покупкам: многие люди боялись выходить из дома, поэтому переориентировались на приобретение товаров через интернет. Несмотря на то что кризис был недолгим, многие потребители продолжили пользоваться каналами онлайн-торговли и после его окончания, сделав возможным стремительное восхождение Alibaba и других цифровых гигантов.

Как COVID-19 изменит настроения и поведение людей

Пандемия COVID-19 также с высокой вероятностью повлечет за собой долговременные изменения в настроениях общества, политике, методах работы и закономерностях потребления.

Сейчас сложно с точностью предсказать, как это отразится на наших представлениях об обществе. Однако представляется вероятным, что: