Как справляется с коронакризисом малый и средний бизнес — четыре кейса
Кризис дает нам шанс отказаться от неэффективных моделей, процессов и действий
Василий Киселев, сооснователь и управляющий директор компании Top 3D Group — дистрибуция 3D-оборудования и робототехники (Москва, Санкт-Петербург)
Более семи лет компания, сооснователем которой я являюсь, занимается интеграцией аддитивных технологий и робототехники. Мы продаем 3D-технику госкомпаниям, предприятиям и частным лицам. Работаем не только в России, но и в СНГ, в США.
Мы уже сталкивались с кризисом в 2014 году, но тогда мы были совсем молодыми, фактически только начинали. Нам было легче пройти его, потому что мы были в стадии роста, но все же тот опыт пригодится нам и в этот раз.
Мы понимаем, как кризис будет развиваться, единственное — у нас нет точного прогноза, как он распределится по времени: когда будет максимальный спад и когда начнется восстановление. Ведь это всецело зависит от победы над вирусом и восстановления покупательной способности. Уже сейчас мы видим, что частные потребители начинают отказываться от покупок из-за девальвации рубля. Тем не менее государственные заказчики позволяют нам работать в штатном режиме, свои госзакупки они не отменяют.
Я считаю, что в период неопределенности бизнес должен действовать на опережение, чтобы потом не оказаться за бортом. Что делаем мы: