РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Мышиный помет»: почему США обвинили китайские компании в приписках

Финансы и бухгалтерия Право Статьи РБК
Эпидемия привлекла внимание к китайским манипуляциям со статистикой — западные медиа уличили две компании в завышении показателей. Первая признала свою вину, вторая считает публикации попыткой подорвать доверие к Китаю
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Как утверждают неназванные источники агентства Bloomberg, в конце марта ЦРУ уведомило руководство США, что власти Китая целенаправленно занижали число пострадавших от коронавирусной инфекции. По версии разведслужбы, Пекин преднамеренно скрывал имеющиеся у него данные о количестве заболевших. Это помешало западным странам адекватно оценить опасность эпидемии и якобы способствовало распространению заболевания по всему миру.

В ответ на эту публикацию китайская сторона обвинила западную прессу в предвзятости. Ху Сицзинь, главный редактор англоязычного издания Global Times, которое принадлежит центральной партийной газете «Жэньминь жибао», связал статью в Bloomberg с попыткой Вашингтона переложить ответственность за собственные неудачи на плечи Китая. А ранее официальный представитель МИД КНР недвусмысленно дал понять, что источником вируса могли стать США.

Дискуссия о достоверности медицинской статистики КНР заставила вспомнить о серии громких инцидентов, связанных с якобы сфабрикованной финансовой отчетностью нескольких китайских компаний, чьи акции размещены на американских фондовых биржах. Вслед за начавшимся в конце марта оживлением экономики Китая вопрос о качестве публичных данных его корпораций начал обсуждаться с новой силой.

Горький осадок

2020 год для китайской сети кофеен «Жуйсин кафэй» (Luckin Coffee) начался с крупного успеха: на домашнем рынке компании наконец удалось потеснить своего главного конкурента — американскую сеть Starbucks. Среди китайских ресторанных сетей она сумела выйти на первое место по количеству торговых точек: за три года, прошедших со времени основания сети, «Жуйсин» смогла открыть в КНР 4,5 тыс. торговых залов, обойдя своего соперника (и по совместительству свой источник предпринимательского вдохновения) на 200 заведений. Этому предшествовал большой успех на фондовом рынке: в мае прошлого года компании из приморской провинции Фуцзянь удалось провести IPO на бирже NASDAQ, в ходе которого она смогла привлечь $645 млн.

Однако уже в первые дни нового года над одной из самых быстрорастущих ресторанных сетей страны начали сгущаться тучи. В январе 2020 года американская консалтинговая компания Muddy Waters Research опубликовала доклад, в котором утверждалось, что Luckin Coffee регулярно завышала данные о количестве клиентов и обороте. Автор 89-страничного документа предположил, что впечатляющим ростом стоимости акций (на 160% всего за два месяца) компания обязана в первую очередь манипуляциям с финансовой отчетностью.

Чтобы доказать возможную недобросовестность Luckin Coffee, авторы провели настоящую детективную операцию — наняли полторы тысячи человек, которые с камерами в руках следили за 620 торговыми точками. Армия соглядатаев в 36 городах тщательно следила за каждым посетителем, подсчитывая каждую проданную в заведении чашку кофе. После обработки информации, полученной от агентов, оказалось, что каждый магазин Luckin Coffee в четвертом квартале 2019 года в день продавал в среднем 263 чашки кофе. Официальные цифры, на которые ориентировались инвесторы, превосходили эту оценку почти вдвое — компания утверждала, что каждой кофейне удалось реализовать немногим меньше 500 чашек в день (для сравнения: в начале 2018 года этот показатель составлял всего 106 чашек в день).

Агенты смогли заполучить у многих покупателей кассовые чеки. Их анализ показал, что средняя отпускная стоимость одного напитка составила 16 юаней ($2,3), а в отчетности этот показатель был недобросовестно занижен до 12 юаней ($1,7). В свое время компания сумела впечатлить инвесторов утверждением, что ей удается продавать кофе, по качеству не уступающий напитку из Starbucks, на 40% дешевле, чем у конкурента. Если Starbucks считается в Китае премиум-сегментом, то заявленная низкая цена убедила инвесторов, что у китайской сети получится освоить намного более массовый средний сегмент. Однако, сопоставив данные о стоимости каждой чашки, среднее ежедневное число проданных единиц товара и другие показатели, авторы пришли к выводу, что кофейни Luckin Coffee не могут приносить прибыль, а операционные расходы заведения превосходят выручку в среднем на 28%.

Принцип домино

Отреагировав на освещение доклада в СМИ, в начале апреля Luckin Coffee выпустила заявление, в котором была вынуждена признаться в масштабной фальсификации отчетности и объявила о создании специальной комиссии, призванной расследовать этот подлог. По предварительным данным внутреннего аудита, компания вводила в заблуждение инвесторов по меньшей мере со второго квартала прошлого года, а общий объем приписок достиг 2,2 млрд юаней ($310 млн), или около 40% от заявленного ранее уровня выручки. В результате Luckin Coffee не осталось ничего другого, кроме как попросить инвесторов не обращать внимания на данные, ранее ею опубликованные. Невозможность получить доступ к релевантной финансовой отчетности компании быстро перестала быть единственной проблемой акционеров: вслед за признанием факта приписок стоимость акций Luckin Coffee обвалилась на 80%, что заставило NASDAQ временно приостановить торги.

«Вне зависимости от того, к какому решению придут независимые аудиторы, я полностью принимаю ответственность на себя», — заявил глава Luckin Coffee Лу Чжэнъяо после появления первых итогов расследования. Впрочем, несмотря на его заверения, следствие по уголовному делу пока ведется лишь в отношении исполнительного директора сети кофеен Лю Цзяня и еще нескольких сотрудников компании. Однако, даже если Лу Чжэнъяо удастся избежать официальных обвинений в мошенничестве, восстановить деловую репутацию предпринимателю будет трудно. Из-за скандала Лу Чжэнъяо, например, был вынужден объявить о возможном уходе с поста CEO другой своей компании — крупнейшего китайского сервиса по аренде автомобилей «Шэньчжоу цзучэ». Намерение предпринимателя дистанцироваться от своего второго крупнейшего актива не спасло акции шерингового сервиса от обвала на Гонконгской фондовой бирже, когда он потерял до половины своей стоимости.

Премьерская погрешность

Получение адекватной экономической статистики в КНР всегда было трудной задачей — данные, которыми располагали власти страны, порой имели мало общего с действительностью. Еще 15 лет назад госслужащим приходилось изобретать статистические инструменты прямо на ходу.

Наибольшей известностью пользовался так называемый индекс Ли Кэцяна, который в середине 2000-х годов разработал глава северо-восточной провинции Ляонин, а с 2013 года премьер Госсовета КНР. Возглавив одну из самых депрессивных территорий Китая, блестящий экономист (в 1996 году Ли получил главную премию страны в области академической экономики) не мог полагаться на завышенные данные о ВРП, которые ему предоставляло местное статистическое ведомство. Поэтому для грубой оценки динамики развития вверенной ему провинции он использовал индекс, включавший в себя только три относительно достоверные переменные: потребление электричества, объем железнодорожных перевозок и сумму выданных кредитов.

Благодаря совершенствованию сбора статистики индекс Ли Кэцяна в последние годы использовался редко. Однако в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной пандемией коронавируса, власти снова взяли его на вооружение, с его помощью пытаясь получить адекватное представление о состоянии экономики.

Дизлайк за стрим

Испытать на себе повышенное внимание критиков предстоит и одному из ведущих китайских стриминговых сервисов «Аиции» (iQiyi). 7 апреля американская консалтинговая компания Wolfpack Research опубликовала доклад, где против сервиса выдвигались обвинения, которые были чрезвычайно похожи на выводы расследования Muddy Waters Research в отношении Luckin Coffee.

Фото: Mark Schiefelbein / AP
Фото: Mark Schiefelbein / AP

Авторы 37-страничного документа утверждали, что руководство «Аиции» систематически завышает данные о выручке. В частности, китайскую компанию обвинили в ее завышении в 2019 году на 27–44%. Если обвинения правдивы, сумма приписок в денежном выражении могла достигать 13 млрд юаней ($1,84 млрд). Составители доклада настаивали, что помимо искаженной информации о выручке в «Аиции» предоставляли недостоверные сведения об уровне расходов, которые могли быть завышены на 60%, — это позволяло компании укрываться от налогов.

Специалисты Wolfpack Research уверены, что значительная часть приписок была внесена в документацию менеджментом при помощи схемы с передачей лицензий на ретрансляцию своего контента субподрядчикам. Неназванный работник «Аиции», который согласился сотрудничать с авторами расследования, утверждает, что за те средства, которые третья сторона в 2018 году передала «Аиции» за использование ее видео, можно было бы приобрести лицензию на показ всех сериалов, созданных китайскими кинокомпаниями за три года.

Также сомнения у Wolfpack Research вызвали официальные данные о количестве активных дневных пользователей. В «Аиции» утверждают, что ежедневная аудитория, которая пользуется сервисом с помощью смартфонов, в октябре прошлого года достигала 175 млн человек. Но, по данным двух китайских рекламных агентств, которые, предположительно, имеют доступ к релевантной информации, этот показатель в действительности на 60,3% ниже официально названной цифры. Помимо инсайдерской информации от рекламных агентств сотрудники Wolfpack Research провели опрос среди 1,5 тыс. жителей крупных городов. Его результаты подтвердили, что доля пользователей, ежедневно смотрящих видео в приложении «Аиции», значительно ниже заявленных 175 млн.

Стойкий бумажный тигр

По оценкам составителей доклада, как и в случае с Luckin Coffee, стриминговый сервис мог использовать недостоверные данные для успешного первичного размещения на NASDAQ, которое в марте 2018 года принесло компании $2,25 млрд. Тем не менее спустя два года после выхода на американскую биржу компания так и не смогла выйти на прибыль. Как следует из отчета по итогам прошлого года, убытки достигли 9,3 млрд юаней ($1,3 млрд), что не помещало «Аиции» заявить о росте аудитории платных подписчиков на 22% (до 107 млн человек).
Имея перед глазами свежий опыт неудачных попыток Luckin Coffee оправдаться, руководство сервиса пока не спешит делать громких заявлений. В кратком сообщении, которое «Аиции» опубликовала сразу после выхода расследования, она лишь ограничилась утверждениями о многочисленных ошибках и неверных выводах, которые якобы представлены в докладе.

Для американского фондового рынка даже такого краткого опровержения оказалось достаточно: в день публикации доклада акции «Аиции» упали на 11%, однако к закрытию торгов компания смогла полностью отыграть потери. Вероятно, участники торгов были уверены, что главный китайский поисковый сервис Baidu, который является крупнейшим акционером «Аиции», сможет удержать свой актив от банкротства, даже если утверждения о финансовых махинациях окажутся правдой.

Быки и панды

«Зло никогда не сможет возобладать над добром, и мы еще поглядим, кто останется победителем в этой схватке», — спустя несколько дней после публикации расследования написал в своих социальных сетях основатель «Аиции» Гун Юй. Мнение предпринимателя полностью разделяют китайские СМИ. Обозреватели из КНР сходятся во мнении, что одновременная публикация зарубежными агентствами двух сходных по содержанию докладов свидетельствует о масштабной и координированной попытке сыграть на понижение против предприятий из КНР.

Тем не менее если «Аиции» пока удается выйти из ситуации без больших репутационных потерь, то Luckin Coffee может превратиться в притчу во языцех. Коллеги Лу Чжэнъяо, не забывая о привычных инвективах в адрес воротил западного финансового мира, в то же время позволяют себе резко осуждать фальсификаторов из Luckin Coffee. «Такой «мышиный помет» выходит на зарубежные биржи, разрушительным образом влияет на образ китайского бизнеса и в конечном итоге повышает наши издержки, — негодует глава розничного подразделения ретейлера JD Сюй Лэй. — Доверие подорвано, а доверие — самая главная наша ценность».

Западные комментаторы более осторожны в своих оценках. «Фундаментальная проблема заключается в том, что за последние годы инвестиции в китайские компании опережают их рентабельность. Как для компаний, так и для отдельных людей это порождает соблазн рапортовать о недостижимых результатах», — пояснил управляющий директор гонконгской Adamas Asset Management Брокс Сильверс, уточнив, что в Китае многие корпоративные фальсификации так и остаются нераскрытыми. Несмотря на меры правительства по повышению прозрачности китайской бизнес-среды, для предпринимателей из других стран она по-прежнему остается малопонятной параллельной вселенной.