РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Анна Стрежнева

Кого все-таки касается расширенная ответственность за утилизацию отходов

Тара и упаковка Производство Статьи PwC
Система расширенной ответственности производителей (РОП) действует пять лет. Но многие игроки рынка еще не знают, кто должен платить экосбор. PwC Legal разбирает сложные с точки зрения распределения ответственности ситуации
Фото:Михаил Почуев / ТАСС
Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Вкратце о РОП

РОП предполагает обязанность производителей и импортеров самостоятельно организовать утилизацию определенной части (норматива утилизации) товаров и упаковки, выпущенных в обращение, после утраты ими потребительских свойств.

В случае если субъект РОП не выполняет норматив утилизации самостоятельно, он должен рассчитать и уплатить экологический сбор в части невыполненного норматива. Кроме того, производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, в рамках своей расширенной ответственности должны ежегодно подавать декларации и отчетности.

Нормативы утилизации и ставки экологического сбора пересматриваются и растут каждый год. Несоблюдение правил РОП грозит административной ответственностью и принудительным взысканием неуплаченного экологического сбора.

Упаковка как товар или товар в упаковке?

Особенно сложной для восприятия субъектами РОП на практике оказалась двойственная сущность упаковки.

Текущие правила предусматривают две базовые ситуации:

  • упаковка используется для товара, который в ней реализуется потребителю, например шампунь в пластиковом флаконе (товар в упаковке);
  • упаковка реализуется потребителю как самостоятельный товар, например стеклянная банка для засолки в хозяйственном магазине (упаковка как товар).

На сегодняшний день вариант «товар в упаковке» предполагает, что за упаковку отчитывается и платит экологический сбор производитель или импортер товара. В нашем примере это производитель или импортер шампуня.

В варианте «упаковка как товар» ответственным выступает производитель непосредственно упаковки. В нашем примере это производитель банки для засолки.

Концепция реформирования системы РОП, окончательное оформление которой мы ожидаем этой осенью, предлагает переложить на производителей упаковки ответственность за всю упаковку, производимую в России, в том числе реализуемую в формате «товар в упаковке».

На сколько увеличат экосборы с бизнеса
Право Производство Финансы и бухгалтерия Исследования Российское экологическое общество
Фото:Jasmin Sessler / Unsplash

По замыслу авторов концепции, такое изменение должно увеличить долю субъектов, добросовестно выполняющих свои обязательства по РОП, за счет их укрупнения, то есть снижения их общего количества (ведь производителей упаковки меньше, чем производителей отдельных товаров). Это позволило бы облегчить процессы администрирования РОП и публичного контроля за соблюдением правил утилизации и уплаты экологического сбора.

В то же время в случае изменения правил за ввозимую на территорию РФ упаковку, в том числе в формате «товар в упаковке», будет по-прежнему отвечать импортер. Таким образом, для импортеров в этой части регулирование не изменится.

Ретейл, доставка и общепит

Как известно, большая масса упаковки как отхода образуется именно в названных сферах.

В 2017 году Минприроды пояснило, что на организации, предоставляющие услуги и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), не распространяется обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров. То есть, например, за упаковку, используемую в столовой, отвечает производитель или импортер этой упаковки (тот, для кого она является товаром).

Торговые организации не отвечают за упаковку товаров, которые продают своим покупателям, если не они их произвели или импортировали.

Вместе с тем всем названным организациям следует обратить отдельное внимание на следующие ситуации, при которых их может касаться РОП:

  • производство товаров под собственной торговой маркой;
  • использование брендированной упаковки;
  • размещение у изготовителя заказов на продукцию или упаковку с индивидуальными характеристиками.

Во всех перечисленных ситуациях ответственность производителя по РОП может лежать как на заказчике, так и на изготовителе товара, включая упаковку.

Далее рассмотрим подробнее возможные варианты распределения ответственности по РОП между двумя указанными субъектами.