РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Никто никуда не едет: как глобальный карантин меняет сферу бизнес-тревел

Туризм Статьи OneTwoTrip
Одна из наиболее пострадавших от пандемии отраслей — сфера путешествий. Никита Булгаков, руководитель b2b-направления OneTwoTrip, рассказывает, как выживает этот сегмент и какие перспективы у него есть после пандемии
Фото:Mark Schiefelbein / AP
Фото: Mark Schiefelbein / AP

Приняли первый удар кризиса

До кризиса рынок бизнес-тревел России регулярно рос. По данным исследования РБК, в 2018 году его объем составил 612 млрд руб., а в 2020 году аналитики прогнозировали увеличение до 745 млрд руб. Большая часть этих денег приходилась на заказчиков из госсектора — по прогнозам, к 2021 году на них должно было приходиться 64% всех закупок.

При этом большая часть рынка не была охвачена крупнейшими тревел-агентствами — на долю топ-10 из них в 2018 году приходилось около 15% рынка. Остальные же частные компании и государственные организации либо занимались планированием поездок самостоятельно (в том числе с помощью сервисов онлайн-бронирования), либо использовали услуги региональных тревел-агентств.

Выход в онлайн: как выглядит российский рынок делового туризма
Туризм Исследования РБК
Фото:Yui Mok / PA Images / ТАСС

Текущая ситуация коснулась абсолютно всех игроков рынка туризма. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, мировой пассажиропоток в марте снизился на 65%, в начале апреля падение составляло уже 80% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В одинаково сложном положении также оказались и гибкие технологичные сервисы, и перевозчики, и представители офлайн-сегмента.

Первыми под удар попали организаторы мероприятий: сейчас провести конференцию в офлайне физически невозможно. Нелегко и традиционным тревел-агентствам, особенно крупным игрокам рынка c большим количеством сотрудников и не очень гибкой структурой. Им, во-первых, в срочном порядке пришлось переводить большую часть персонала на удаленную работу, перестраивая свои офлайн-процессы. Во-вторых, целые отделы таких компаний резко стали не нужны. Например, департаментам по организации групповых бизнес-поездок и визовым отделам сейчас просто нечем заниматься, их сотрудники в основном обрабатывают возвраты по ранее заключенным договорам.

По оценкам Всемирного совета по туризму и экскурсиям, текущая ситуация с пандемией коронавируса может оставить без работы до 75 млн человек в сфере туризма. В России число потерявших работу сотрудников этого сегмента может составить до 1 млн. Точно подсчитать, сколько из них занимались именно организацией командировок, довольно трудно, но речь точно идет о десятках тысяч человек.

Как выживают компании

До недавнего времени туристический рынок России продолжал функционировать во многом за счет регионов страны. Там ситуация с эпидемией коронавируса развивалась медленнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Режим самоизоляции и карантинные меры во многих из них ввели не так быстро, поэтому какие-то организации все еще отправляли сотрудников в командировки. Другие компании тревел-индустрии работали с такими же еще активными клиентами.