РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Наталья Георгиева

Как владельцу франшизы защитить себя от возможных «последователей»

Менеджмент Статьи РБК
О том, как владельцу франшизы защитить свои нематериальные активы — наработки и идеи, которые нельзя ни измерить, ни пощупать

На сегодняшний день реалии российского рынка франчайзинга таковы, что владельцы уникальных идей плохо защищены от недобросовестных граждан, которые хотят эти идеи реализовать без их участия. К сожалению, в российском законодательстве не предусмотрено отдельного договора о франшизе. Согласно опросу, недавно проведенному порталом vc.ru, 82% франчайзеров боятся, что их франчайзи решат отколоться и вести бизнес независимо, по наработанной схеме. И это правда: владелец бизнеса передает свои секреты, так называемое ноу-хау, часто результат опыта и ошибок на старте пути, посторонним людям. Было бы наивно надеяться на порядочность незнакомых людей и никак не позаботиться о собственных интересах.

Как защитить идею

Любая идея — это продукт конечный и имеющий конкретного автора. Хотелось бы отметить, что у россиян всегда было специфическое отношение к авторскому праву — примерно такое же, как к частной собственности. Взять чужую идею, выдать за свою, либо просто тихо использовать чужую идею, чтобы зарабатывать деньги, — это, к сожалению, не уникальный подход. Защита авторского права и интеллектуальной собственности в нашей стране начали работать только в последние годы. Прецедентов не так много.

Что же может сделать владелец товарного знака, продающий франшизу, для защиты своих интересов от недобросовестных игроков? В первую очередь в группе риска ключевые игроки рынка. Опишем самый распространенный негативный сценарий: партнер покупает франшизу, получает у франчайзера пакет чужой интеллектуальной собственности, а через какое-то время принимает решение расторгнуть договор с управляющей компанией и попробовать выдать чужую интеллектуальную собственность за свою. К сожалению, это не гипотетическая ситуация, это вполне обычная практика на рынке франшиз в нашей стране. Для того чтобы этого не случилось, необходимо ввести на предприятии режим защиты информации. Это значит перечислить все то, что подлежит охране. Процесс, заснятый на видео, увеличит шанс на защиту в суде.