РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Елена Бергер и Владислав Щербатых

Как использовать чужой контент и не получить за это иск

Право Статьи РБК
Создатели контента, от YouTube-блогеров до крупных телеканалов, используют в роликах чужую фоновую музыку, картинки и фрагменты видео. Как делать это так, чтобы не оказаться заваленным исками правообладателей и авторов?
  • «Первый канал» показал две серии документального сериала «Самые. Самые. Самые» с участием Ивана Урганта и Владимира Познера. Компания Ninu (владелец платформы, представляющей правообладателей самых разных видеороликов) заявила, что авторы сериала без разрешения использовали 13 видеороликов о природе Норвегии, исключительные права на которые принадлежат ей. Она предъявила к «Первому каналу» иск почти на 3,5 млн руб. за нарушение авторских прав.
  • В конце февраля YouTube заблокировал запись фрагмента передачи «Голос.Дети» с исполнением песни «Трава у дома» из-за нарушения авторских прав. Запись успела набрать 2,5 млн просмотров (на момент написания материала она доступна на сайте «Первого канала», а также на YouTube-каналах нескольких отдельных пользователей). Жалобу подал композитор Эдуард Артемьев. В начале песни без разрешения использована видоизмененная композиция его авторства — музыка из фильма «Сибириада».

Что нужно сделать, чтобы избежать штрафов и блокировки контента? В первую очередь получить предварительное согласие правообладателя на использование контента. Изначально может сложиться одна из двух ситуаций.

Ситуация № 1. Правообладатель уже дал каждому желающему согласие на использование произведения на определенных условиях

Правообладатели многих выложенных в интернет произведений уже дали любым желающим свое согласие на их использование на определенных условиях. Например, есть «фотостоки» изображений с доступом бесплатно или по подписке. Однако перед тем, как использовать произведение, стоит прочитать лицензионное соглашение на сайте. В нем могут содержаться важные ограничения — например, картинки нельзя использовать в рекламе или в коммерческой деятельности в принципе или при их использовании нужно указывать автора и давать ссылку на сервис.

Использование видеороликов, выложенных на YouTube, по общему правилу ограничено стандартной лицензией видеохостинга. Но некоторые авторы устанавливают более «лояльные» условия — лицензия CC BY. Информация о ней обычно содержится под роликом.