РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Самоизоляция для развития: как меняются сервисы доставки готовой еды

HoReCa Рестораны Интернет-торговля Статьи РБК
Индустрия доставки готовой еды развивалась и до пандемии. Карантин и самоизоляция подстегнули спрос. Сооснователь justfood Сергей Королев уверен: ситуация дает зеленый свет сервисам, которые смогут быстро перестроиться
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Рынок онлайн-доставки продуктов из магазинов и ресторанов, согласно прогнозам, в 2020 году может удвоиться и вырасти до 248 млрд руб. Режим карантина и ограничение социальных контактов привели к взрывному спросу на доставку продуктов питания из магазинов и ресторанов.

При этом меняется не только формат покупок — от офлайна к онлайну, но и содержание корзины заказов. Одни из социальных эффектов пандемии — рост осведомленности общества о том, как важен хороший иммунитет, желание держать его на высоком уровне и, как следствие, рост популярности продуктов здорового образа жизни.

После эмоционального периода «набегов» на магазины жители России поняли, что создание долгосрочных запасов продуктов питания — это не выход. Последние опросы ВЦИОМа показывают, что подавляющее большинство россиян (81%) не собираются закупать «стратегические» товары вроде гречки или макарон в связи с пандемией. Люди не видят необходимости менять сложившиеся пищевые привычки. А вот вопрос безопасности (магазин — это общественное место, а значит, социальные контакты, которые сейчас важно ограничить) вышел на первое место. Главные вопросы, которые возникают у потребителя, - как и на какой кухне готовится еда, проходит ли она подготовку для транспортировки, какие соблюдаются требования к нормам безопасности.

Ретейлеры и общепит сориентировались и быстрыми темпами масштабируют возможности доставки, чтобы отвечать возросшему спросу.

Все готовое

Ниша доставки готовых рационов, составленных с учетом рекомендаций по здоровому сбалансированному питанию, в России относительно молода, но самоизоляция подогрела интерес и к ней. В дистанционном режиме наладить регулярное правильное питание возможно двумя способами: заказывать нужный набор продуктов из магазинов и готовить самостоятельно либо ежедневно искать нужные блюда в меню ресторанов. В условиях карантина далеко не у всех есть возможность придерживаться первого варианта, а второй означает ограниченный выбор, высокую стоимость и отсутствие системности.

Без контакта: как заведениям общепита выжить во время карантина
HoReCa Рестораны Инструкции РБК
Фото: Louis Hansel / Unsplash

По нашим оценкам, объем этого рынка в Москве и Санкт-Петербурге к концу 2019 года достиг 8 млрд руб. В развитие ниши были готовы вкладываться крупнейшие компании России. В 2019 году, например, Mail.ru Group стала одним из акционеров Performance Group и вместе с ней вложила в производство около 320 млн руб. На фоне пандемии этот на первый взгляд небольшой сегмент рынка стремительно завоевывает популярность у потребителей и обладает инвестиционной привлекательностью. Интерес потребителей к формату за первый квартал 2020 года, судя по нашей статистике, вырос примерно на 40%.