РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Очередь в онлайн: как ускорить обработку заказов при высокой нагрузке

Ретейл Интернет-торговля IT Инструкции AWG
Компании, которые продают продукты первой необходимости, сегодня столкнулись с резким увеличением спроса, что привело к нагрузке на все системы. Евгений Скориков, главный ИТ-архитектор компании AWG, рассказывает, как ретейлерам выдержать шквал заказов
Фото:Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Рост заказов у онлайн-ретейлеров приводит к тому, что многие вынуждены отказываться от исполнения части из них из-за физической неспособности обработать. Онлайн-каналы по приему заявок перегружены и не справляются, и в текущей ситуации им требуется помощь.

Как работает онлайн-канал

Онлайн-канал продаж — это, как правило, два направления:

  • собственный канал продаж (сайт и приложение);
  • маркетплейсы.

После того как покупатели проходят путь от выбора товара до варианта оплаты, заказы попадают в OMS-систему (Order Management System). Информация о них из обоих каналов у продавца отображается в единой системе.

Конференция: как сейчас развивать онлайн-продажи
Ретейл Интернет-торговля Конференции BBCG

В последнее время люди стали чаще оформлять заказы с помощью мобильных приложений. В таком случае коммуникация с клиентом происходит через пуш-уведомления. Однако, к сожалению, все еще распространена практика подтверждения заказов по телефону, когда оператор уточняет детали: время, адрес доставки и другую необходимую информацию. Такая мера нужна продавцам, потому что у них изначально недостаточно данных. Например, есть ли в доме покупателя грузовой лифт, если речь идет о доставке крупного товара. После того как менеджер выясняет все нужные детали, заказ переходит в статус «согласовано» и информация о нем поступает на склад. Если его собирают там, где доступ к складу имеет не только кладовщик, но и, например, покупатель офлайн-магазина, то менеджеру необходимо еще и физически проверить, есть ли товар в наличии (это распространено в fashion-ретейле). Если товар хранится на складах, где организована система учета остатков, такой проблемы нет.

Еще одна задача менеджера — отсечь неблагоприятные заказы. Если сайт уязвим, могут поступать фейковые заказы. Известны случаи, когда конкуренты использовали для этой цели ботов.

Узкие места

В первую неделю карантина популярные сервисы доставки продуктов увидели свои уязвимые места в системах. Вот самые частые:

  • ограниченные возможности курьерской доставки;
  • недостаток по времени на сборку и отгрузку склада;
  • перегруженность операторов, которые обрабатывают заказы;
  • отсутствие товаров на складе;
  • обилие заказов, сделанных одним покупателем, и фейковых заказов.

Как решить проблемы

В любом выстроенном процессе могут возникнуть недочеты, которым требуются разнообразные решения. Однако проблемы с доставкой можно минимизировать с помощью ИТ-решений.

1. Проблема: отказы сайта из-за недоступности back-офисных систем. На деле это выглядит так: покупатель, оформляя заказ на сайте, видит ошибку и не может оформить покупку, поскольку система обработки заказа или CRM продавца перегружена.