РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Шопинг в эпоху самоизоляции: рост e-commerce подстегнул спрос на склады

Недвижимость Склады Логистика Интернет-торговля Статьи Ориентир
Пандемия коронавируса подстегнула развитие онлайн-торговли. Александра Селезнева, коммерческий директор компании «Ориентир», рассказывает, как это повлияло на рынок складских помещений
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Последние годы онлайн-торговля развивается быстрыми темпами. Такой уровень спроса, который мы наблюдаем сейчас, прогнозировался для этого сектора в горизонте трех—пяти лет.

Стремительное изменение среды показало, что сектор e-commerce не во всем готов к росту спроса, в том числе потому, что пока не обладает достаточной складской и логистической инфраструктурой.

Самоизоляция — точка роста e-commerce

Онлайн-торговля в России начала бурно развиваться примерно с 2014 года, с некоторой задержкой относительно европейских и азиатских рынков. С тех пор доля e-commerce в общем торговом обороте выросла до 6%. При этом лидеры рынка, такие как Wildberries и Ozon, показывают ежегодный рост выручки на 60–100%.

Совокупный оборот онлайн-ретейла в России сегодня составляет около 1 трлн руб., в то время как общемировой оборот оценивается в $3,5 трлн, а средний годовой рост составляет около 20%. Таким образом, можно прогнозировать, что российский рынок e-commerce в ближайшие годы мог продолжать расти ускоренными темпами и, по прогнозам игроков рынка, к 2024 году доля онлайн-торговли составила бы до 10–15% в общем обороте.

До и после пандемии: как бизнесу пережить 2020 год
Менеджмент Прогнозы Korn Ferry
Фото:  Emmi Korhonen / Global Look Press

С 2017 года онлайн-ретейлеры — активные игроки складского рынка с долей в общем спросе около 10%, тогда как в 2014–2016 годах она не достигала 4%. Помимо естественного роста, продиктованного общей сменой модели потребительского поведения, сегодня есть факторы, которые дают онлайн-торговле дополнительный импульс.

Так, есть всплеск заказов на товары через интернет в связи с тем, что граждане находятся на самоизоляции и работают удаленно. Кроме того, с 28 марта временно приостановлена работа многих торговых объектов, что лишает потребителей возможности приобрести в магазинах товары не первой необходимости. Здесь онлайн-торговля переходит из разряда «развлечение» в разряд «жизненно необходимые покупки», где заказ продуктов питания и предметов быта выходит на первый план.