РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Коронавирус и туроператорский бизнес: что будет с возвратом денег за туры

Туризм Право Статьи Амулекс
Проблема массового отказа от турпродуктов и отдельных туруслуг не только на весну, но и до конца 2020 года — самая острая для туристической отрасли. Нурида Ибрагимова, руководитель департамента контроля качества НЮС «Амулекс», разъясняет права сторон

Туристы хотят вернуть деньги

Для начала необходимо разобраться, о чем именно идет речь:

  1. О готовых путевках туроператоров, купленных в турагентствах.
  2. Об отдельных туруслугах (перевозка, размещение в гостинице, экскурсия и т.д.), приобретенных гражданами самостоятельно.

В первом случае потребителям легче отказаться от услуг и потребовать возврата денег, так как они находятся в правоотношениях только с туроператором, убытки которого никак не сказываются на обязательствах перед клиентами. Кроме того, на такие случаи распространяются положения ст. 10 и 14 закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Они позволяют расторгнуть договор о реализации турпродукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Обязанность вернуть деньги в этом случае лежит исключительно на туроператоре (турагент в этом случае действует от имени и по поручению туроператора).

Право путешественника на расторжение договора подтверждается* и судебными постановлениями.

* В п. 6 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 25 декабря 2019 года, сказано: «Сообщение Ростуризма о возникновении в стране (месте) временного пребывания туриста угрозы безопасности его жизни и здоровью, опубликованное до начала его путешествия, является основанием для расторжения договора о реализации туристического продукта и возврате туристу уплаченной им по договору суммы».

В этом случае туроператору разумнее решить вопрос мирным путем. И если это не будет сделано добровольно, потребители могут обратиться в суд, что может повлечь за собой дополнительные санкции (штрафы, возмещение морального вреда).

Во втором случае (когда отдельные услуги были приобретены самостоятельно — перевозка, размещение и т.д.) потребителю действовать сложней, так как правовые отношения у них складываются непосредственно с теми, кто эти услуги выполняет. Билеты могут быть куплены у перевозчика или на сайте-агрегаторе, а номер в гостинице забронирован через Booking.com или напрямую на сайте отеля.

Более того, взаимодействие с исполнителями может регулироваться не только российским законодательством. Если отдельные услуги были приобретены у российской компании, которая работает на территории РФ, то к таким отношениям применяются нормы российского права, в том числе те, что защищают права потребителя. Если услуги были куплены у иностранной компании, то они (если не оговорено иное) регулируются законодательством страны ее нахождения. Таким образом, потребитель сталкивается с теми же проблемами, что и все российские туроператоры, которые не могут сейчас вернуть свои деньги от контрагентов — иностранных компаний, отелей, перевозчиков.

Туроператоры между двух огней

Практически все туроператоры несут сейчас огромные убытки. Они оказались между двух, а то и трех огней.