РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Деловая поездка: как правильно отправить сотрудника в командировку

HR Финансы и бухгалтерия Право Инструкции СКБ Контур
Как правильно оформить служебную командировку, выдать работнику аванс, возместить командировочные расходы, не нарушая трудового и налогового законодательства, рассказала Юлия Бусыгина, эксперт «Контур.Школы», учебного центра «СКБ Контур»
Фото:RossHelen / Shutterstock
Фото: RossHelen / Shutterstock

Как отличить командировку от туризма

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч. 1 ст. 166 ТК). Поездка признается служебной командировкой, если выполняются одновременно пять условий. Работодателям нужно о них знать, чтобы избежать нарушений трудового и налогового законодательства.

Условие 1. Командировка должна носить производственный характер, то есть работник направляется для решения задач, связанных с ведением бизнеса компании.

Условие 2. В командировку направляется только работник, с которым заключен трудовой договор. Лица, работающие по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, в командировки не направляются.

Условие 3. Работник командируется по письменному распоряжению руководителя, обычно по приказу. В нем обязательно указывают цель и срок командировки.

Условие 4. Срок командировки определяется не только исходя из объема, сложности, других особенностей служебного поручения, но и из принципа целесообразности. Несмотря на то что законодательно срок не ограничен, он не может быть чересчур длительным. Сложно представить, что поручение работодателя выполняется, например, шесть месяцев или даже год.

Пример

Компания планирует выход на новые рынки. Директор поручил заместителю организовать работу в другом регионе: арендовать офис, открыть обособленное подразделение, принять на работу сотрудников, решить другие вопросы. Предположительно, потребуется полгода, все это время заместитель будет проживать в другом регионе.

Командировка в этом случае не оформляется, поскольку нет единичной задачи, которую можно выполнить в короткий срок. Подходящий вариант — оформить временный перевод сотрудника на работу в другую местность. Если организация работы в других регионах входит в трудовые обязанности заместителя директора, то о командировке тоже говорить не приходится.

Условие 5. Сотрудник выполняет служебное поручение вне места постоянной работы.

Документальное оформление