Материал раздела Основной
Евгений Коновалов

Одни убытки: как договориться с контрагентами во время пандемии

Как сократить риск неисполнения обязательств перед контрагентами, избежать штрафов и пеней? Разбираем меры, которые помогут рестораторам, компаниям из сферы услуг и организаторам ивентов справиться с последствиями пандемии
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Инструмент и закон

В борьбе с убытками, которые принесла бизнесу пандемия, можно применить следующие инструменты права.

  • Объективная невозможность исполнения. Обстоятельства или действия властей привели к тому, что одна из сторон договора просто не может исполнить взятые на себя обязательства. Этот инструмент позволяет прекратить обязательство.
  • Существенные изменения обстановки. У стороны есть возможность исполнить обязательство, однако это может привести к значительным финансовым потерям. Данный инструмент позволяет изменить или расторгнуть договор.
  • Обстоятельства непреодолимой силы. Данный инструмент позволяет избежать ответственности за неисполнение договорных обязательств. Речь, прежде всего, о штрафах, пенях и неустойках.

Все это может быть более или менее эффективным в вашем случае — результат зависит от условий сделки, принятых государством мер и конкретной сферы бизнеса. Далее мы подробнее разберем специфику наиболее пострадавших от пандемии сфер.

Если вы не можете предоставить клиенту услугу

Во многих регионах России уже введены запреты на проведение досуговых мероприятий в сферах культуры, спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности. В Москве Роспотребнадзор обязал прекратить допуск посетителей в бассейны, фитнес-центры, аквапарки и на другие объекты физической культуры и спорта до особого распоряжения. Этому примеру последовали и власти Санкт-Петербурга.

Соответственно, перед компаниями, которые организуют концерты, фестивали и выставки, а также перед фитнес-клубами встает ряд неотложных вопросов: как платить аренду? Как с минимальным ущербом прекратить обязательства перед потребителями услуг?