Материал раздела Основной
Василий Мельник
Распространение коронавируса в Европе и Азии наделало немало шума как в России, так и во всем мире. Оно продолжается по сей день, и очевидно, мы находимся лишь в начале пути. Но уже понятно, что впереди еще немало скандалов и споров, и большинство из них, очевидно, в юридической плоскости.
Сейчас мы наблюдаем конфетти из отмены выставок, форумов, мероприятий, командировок, бессистемные приостановки поставок, закрытие проектов, ограничения таможенного перемещения товаров или прямые запреты на поставки. Многим кажется, что ситуация вот-вот разрешится и все пойдет своим чередом, хотя на самом деле в данном случае ожидание — зло. Самое время действовать, чтобы уберечь свой бизнес от штрафов, исков и банкротства. Особенно со стороны госкомпаний, к которым часто ведут цепочки поставщиков и подрядчиков.
Госкомпаниям не особо интересно (юридически), что случилось с вашим субподрядчиком или поставщиком. По госконтракту, эти третьи лица не имеют прямого юридического значения. Конечный поставщик может быть очень далек от таможенных ограничений, и следовательно, понятие «форс-мажор», которое исключает ответственность за срыв контракта, может быть к нему неприменимо. Претензии будут зеркально перенаправляться по всей цепочке поставщиков и субподрядчиков. Понимая, насколько жесткие санкции заложены в госконтрактах, допускаю, что для каких-то бизнесов их наступление может стать крахом или серьезной угрозой. Сейчас Торгово-промышленная палата (ТПП) уже выдает заключения о форс-мажоре из-за коронавируса, однако только при срыве экспортных поставок. Тем временем у компаний уже возникают сложности, в том числе при выполнении внутренних контрактов.
Рассчитывать, что государство войдет в положение вашей компании, не стоит, хотя сейчас Минпромторг и ТПП РФ готовят для правительства проекты документов, которые позволят минимизировать ответственность по госзакупкам. Однако детали нормативных актов не известны.
Сергей Когогин, гендиректор КамАЗа, рассказал на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей, что автопроизводители, работающие по федеральному закону о госзакупках (ФЗ-44), сталкиваются из-за коронавируса с проблемами и крупными штрафами за неисполнение обязательств по госконтрактам. «Ростелеком», который в августе 2019 года получил контракт на поставку Росстату планшетов с отечественной мобильной операционной системой для всероссийской переписи населения-2020, заявил о невозможности исполнить его из-за коронавируса. У компании возникли трудности с поставками комплектующих для сборки этих устройств из-за карантина в провинции Хубэй.
Действовать, конечно, нужно уже сейчас. Пока защитить свои интересы еще можно, и закон дает ряд ответов на вопрос, как это сделать.
Главное заблуждение многих предпринимателей — считать, что их должен защитить сам факт общеизвестности распространения вируса и введения ограничений. Однако на самом деле защитить могут грамотно составленный договор, в частности положение о форс-мажоре, и правильно выполненный алгоритм действий при наступлении таких событий.
Важно знать!