РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Пять шагов против харассмента в компании: что должен знать работодатель

HR Право Инструкции О2 Consulting
Ольга Сорокина, управляющий партнер О2 Consulting, рассказывает, как компании организовать работу так, чтобы избежать разбирательств по поводу сексуальных домогательств. Точнее — сделать так, чтобы не допускать харассмента и вовремя предотвращать его

Харассмент — сравнительно новая тема в российской повестке: как в бизнесе, так и в праве. Само понятие толкуют широко. Это любые грубые действия, оскорбления, домогательства, нежеланные предложения сексуального характера, склонение к связи и просто любые унизительные высказывания или неприличные шутки по гендерному признаку.

В России об этом говорят меньше, чем на Западе. Разбирательств по такому вопросу практически нет, а тему стараются не популяризировать. Означает ли это, что в наших компаниях реже сталкиваются с домогательствами и ситуациями, когда руководители используют власть и положение для безнаказанных преследований, грубых действий и оскорблений? К сожалению, нет. Согласно опросу, проведенному в 2015 году порталом SuberJob, в России 11% женщин и 6% мужчин подвергаются сексуальным домогательствам на рабочем месте. И это только верхушка айсберга.

Культурный код

Масштабного обсуждения и попыток решить проблему не возникает прежде всего из-за того, что отсутствует не только законодательная, но и культурно-социальная база для формирования общественной позиции. Как только произойдет культурный сдвиг в обществе и сами работодатели встанут в авангарде активистов, заинтересованных в решении проблемы, тогда в большинстве корпораций появятся специальные кодексы этики, а в законодательстве РФ — детально проработанные статьи, защищающие работников от любого рода харассмента.

Проблема плохо поддается регулированию по многим причинам. Оскорбительность тех или иных действий воспринимается индивидуально и сложна для кодификации. Последствия неочевидны. Обстоятельства трудно зафиксировать.

Один из самых важных вопросов: насколько сам работодатель или владелец бизнеса заинтересован в том, чтобы разрешить ситуации с харассментом? И если заинтересован, то как предотвратить его и обеспечить безопасную атмосферу на рабочем месте? За рубежом накоплен большой опыт: есть механизмы противодействия, а также кризисные меры. Давайте их разберем.

Почему это важно для работодателя

Зачастую молодость, активность, яркая внешность становятся не только преимуществом, открывающим многие двери, но и поводом для самых неприятных эпизодов, в том числе харассмента на рабочем месте. И хотя жертвами могут стать лица обоих полов, сексуальным домогательствам чаще подвергаются женщины. По данным исследования Sex Discrimination And Sexual Harassment, проведенного международной организацией защиты прав женщин Catalyst, лишь 17,5% жалоб на харассмент поступают от мужчин, в 80% случаев они выступают агрессорами.

Разрешить ситуации с харассментом и предотвратить его эпизоды важно не только жертвам домогательств, но и работодателю. Вот несколько причин, почему он должен взять на себя ответственность и инициативу в этом вопросе.