РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как усложнились запросы бизнеса к производителям телематики

Инновации Статьи РБК
Раньше с помощью телематики бизнес в основном отслеживал местоположение автомобилей и контролировал расход топлива, но сейчас его запросы усложнились, пишет Александр Кувшинов, директор дивизиона Wialon компании Gurtam

На начало 2020 года в России, по данным агентства «Автостат», было 4,2 млн легких коммерческих автомобилей (+31% за 10 лет) и 3,8 млн грузовиков (+9% за тот же период). По подсчетам компании Berg Insight, специализирующейся на исследованиях рынка в сфере M2M/IoT (межмашинное взаимодействие/интернет вещей), 70% всех наземных перевозок в стране выполняет автотранспорт. Владельцам бизнеса нужно грамотно управлять растущими автопарками, и сделать это помогает телематика.

Если в 2013 году в стране к системам спутникового мониторинга было подключено около 1,3 млн автомобилей, то на начало 2020 года, по нашим оценкам, уже около 2,2 млн. Эксперты Berg Insight ожидают, что ежегодно количество подключенных транспортных средств в регионе страны СНГ и Восточной Европы будет расти на 13,5% и к 2023 году составит 13,8 млн устройств, из которых почти 40% будет приходиться на Россию.

Что стимулирует перемены на российском рынке телематики

1. Распространению телематики в России способствует правительство.

  • В стране действует система «Платон» для взимания с грузовиков массой более 12 т платы за проезд по федеральным трассам. Она предполагает обязательную установку на грузовики GPS/ГЛОНАСС-устройств для отслеживания их маршрута.
  • Все новые автомобили, продающиеся в России, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС.
  • C 31 мая 2020 года во всех автобусах, используемых для организованной перевозки детей, необходимо устанавливать системы ГЛОНАСС/GPS-навигации.

2. Внедрение быстрого мобильного интернета

3G- и 4G-интернет уже стал нормой, не за горами запуск 5G. Это значит, что интернет-канал становится шире и позволяет передавать больше данных, в том числе фотографии, небольшие видеоролики и аудиозаписи (сетей второго поколения, например, хватает только для передачи небольших сообщений: GPS-координат с трекеров, состояния датчиков). Развитие инфраструктуры позволяет не просто решать больше задач, но и в целом стимулирует развитие интернета вещей. То, что в России недорогой мобильный интернет, помогает процессу.

3. Рост требований бизнеса к телематике

Традиционно бизнес использовал телематику для решения двух основных задач. Первая — отслеживание физического местоположения автомобиля (защита от угонов, контроль водителей и груза). Вторая — контроль топлива — предотвращение сливов (экономия на топливе при ужесточении контроля может достигать 30%). Однако сейчас этого недостаточно. Компании хотят, например, иметь возможность заблокировать двигатель каршерингового автомобиля, если тот покидает разрешенную зону, или найти украденный из торгового зала смартфон.

Четыре запроса бизнеса к поставщикам телематики

Можно выделить четыре запроса бизнеса к поставщикам телематических услуг, которые четко проявились в последний год.