РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Павел Сварник

Как риск-менеджеру обезопасить бизнес на экстренный случай

IT Статьи Ланит
Эпидемия, снежный буран, «черные дыры» в космосе — на компанию может повлиять все что угодно. И чтобы она не оказалась выбита из колеи, риск-менеджеру нужно заранее принять ряд мер, технологических и организационных

На фоне эпидемии коронавируса прокатилась серия новостей о переводе сотрудников московских офисов на удаленную работу. Среди пионеров — компании из сектора Hi-Tech, digital и ИТ. Что ими движет: сухой расчет, опасение за жизнь сотрудников или желание продемонстрировать свою технологическую зрелость? Все вместе.

Риски снова правят бал

Последние годы наиболее значимым фактором при принятии решения о внедрении той или иной технологии была ее экономическая эффективность. Бенефициары компаний хотели получить ответ на вопрос, окупится внедрение или нет. При этом для обоснования эффекта внедрения они использовали все средства, начиная от стандартного расчета экономии рабочего времени сотрудников на выполнение операций до экзотического — снижения оттока персонала за счет более комфортных условий труда.

Ситуация с коронавирусом напомнила о существовании альтернативы для экономической модели оценки целесообразности — риск-центричной модели. В этой модели на первый план при принятии решения выходит не оценка объема прямо или косвенно сэкономленных средств, а размер ущерба от вероятной угрозы, который мы снизим за счет тех или иных мероприятий. В ближайшее время следует ожидать актуализации темы управления непрерывностью бизнеса и, в частности, риск-менеджмента.

В ряде отраслей риск-центричный подход уже давно стал естественным. В российском финансовом секторе, например, необходимость формирования плана реагирования на непредвиденные события предписана регулятором — Центробанком.

Эффективность организационных и технических мер зависит от перечня возможных угроз для конкретного бизнеса, а вот полнота этого перечня и адекватность способов реагирования — от высшего руководства компании и компании-консультанта, привлекаемой для обеспечения непрерывности бизнеса.

Семь технологий для непрерывной работы компании

В случае если ваша компания уже давно переросла масштаб «команды на две пиццы», а ее специфика такова, что для удаленной работы недостаточно мессенджеров и локальных рабочих станций, то пора обратить внимание на технологии по обеспечению непрерывности бизнеса. Они помогут качественно организовать удаленную работу.

1. Облачные технологии

Облака — вершина эволюции массовых технологий для обеспечения отказоустойчивой работы корпоративных информационных систем и непрерывного доступа к данным. Простой центр обработки данных обеспечивает безотказную работу оборудования при инфраструктурных сбоях (проблемы с электроснабжением и охлаждением оборудования). Однако если сбой столь масштабный, что парализует работу отдельного ЦОД, используется отказоустойчивая конфигурация. При такой конфигурации критичные для бизнеса информационные системы работают на инфраструктуре сразу нескольких площадок, расположенных в разных точках земного шара. При отказе одной из них пользователи автоматически переключаются на работу с другой. Площадок может быть много. Ни одна из них может не принадлежать компании — услуга облачных вычислений стандартная, и ее предоставляют сервис-провайдеры по всему земному шару. Слабое место подобной схемы — это связь. Существуют угрозы, при которых могут быть недоступны проводная связь и связь мобильных операторов. Единственный выход для компании — иметь резервную копию данных и систем, хранимую локально и запускаемую в случае ЧП.

2. «Тонкие клиенты»

Все вычисления, т.е. работа бизнес-приложения, которое решает задачи пользователя, происходит не на его компьютере, а на удаленных серверах в том же облаке. Пользователь получает на свое устройство просто картинку с программой. При этом неважно, какое у него устройство — рабочий ноутбук, домашний компьютер, планшет или телефон. Важно, что при правильно организованной архитектуре решения такая технология обеспечивает высокий уровень безопасности в работе с корпоративными системами. Недаром ее часто используют для организации работы служащих банков, где тема информационной безопасности особенно актуальна. Применение технологии «тонких клиентов» позволяет пользователю безопасно работать с необходимыми приложениями из любой точки мира, с любого устройства, если информационные системы будут в облаке и если будет доступна связь, разумеется.

Анастасия Боровская Как директору компании реагировать на негативные новости
Менеджмент Инструкции
Фото:Jared Sluyter / Unsplash

3. Унифицированные коммуникации

Унифицированные коммуникации представляют собой многообразие форматов взаимодействия сотрудников компании между собой или с внешними контрагентами. В зависимости от типа контента или ситуации пользователи выбирают наиболее удобное средство коммуникации: видео-конференц-связь, телефонные звонки, электронная почта, мгновенные сообщения.

С приходом тотальной доступности беспроводного интернета, ростом вычислительных мощностей и проникновения мобильных телефонов была размыта граница между способами коммуникации. Неизменным осталось главное — важность самого контента, а не способа его доставки до адресата. Возможность оперативно обмениваться информацией различного рода позволит сохранить градус рабочего процесса в случае, если его участники будут вдали друг от друга.