РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Павел Сварник

Как риск-менеджеру обезопасить бизнес на экстренный случай

IT Статьи Ланит
Эпидемия, снежный буран, «черные дыры» в космосе — на компанию может повлиять все что угодно. И чтобы она не оказалась выбита из колеи, риск-менеджеру нужно заранее принять ряд мер, технологических и организационных

На фоне эпидемии коронавируса прокатилась серия новостей о переводе сотрудников московских офисов на удаленную работу. Среди пионеров — компании из сектора Hi-Tech, digital и ИТ. Что ими движет: сухой расчет, опасение за жизнь сотрудников или желание продемонстрировать свою технологическую зрелость? Все вместе.

Риски снова правят бал

Последние годы наиболее значимым фактором при принятии решения о внедрении той или иной технологии была ее экономическая эффективность. Бенефициары компаний хотели получить ответ на вопрос, окупится внедрение или нет. При этом для обоснования эффекта внедрения они использовали все средства, начиная от стандартного расчета экономии рабочего времени сотрудников на выполнение операций до экзотического — снижения оттока персонала за счет более комфортных условий труда.

Ситуация с коронавирусом напомнила о существовании альтернативы для экономической модели оценки целесообразности — риск-центричной модели. В этой модели на первый план при принятии решения выходит не оценка объема прямо или косвенно сэкономленных средств, а размер ущерба от вероятной угрозы, который мы снизим за счет тех или иных мероприятий. В ближайшее время следует ожидать актуализации темы управления непрерывностью бизнеса и, в частности, риск-менеджмента.

В ряде отраслей риск-центричный подход уже давно стал естественным. В российском финансовом секторе, например, необходимость формирования плана реагирования на непредвиденные события предписана регулятором — Центробанком.

Эффективность организационных и технических мер зависит от перечня возможных угроз для конкретного бизнеса, а вот полнота этого перечня и адекватность способов реагирования — от высшего руководства компании и компании-консультанта, привлекаемой для обеспечения непрерывности бизнеса.