РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Владимир Герасичев

Работа в эпицентре урагана: как создать в компании бесконфликтную среду

Менеджмент Статьи Business Relations
В глобальном плане конфликтов нельзя избежать, но создать безопасную среду в компании не только можно, но и необходимо. Для этого руководителю надо выполнять шесть правил
Фото:Jean Wimmerlin / Unsplash
Фото: Jean Wimmerlin / Unsplash

Бесконфликтная среда — это среда, построенная на определенных принципах, договоренностях и системе внутренних отношений, которые, несмотря на наличие функциональных конфликтов, позволяют людям работать эффективно.

Возьмем для примера футбольную команду. У футболистов есть не только общая цель, но и конфликт интересов — защитникам нужно держать оборону, нападающим бежать вперед, а вратарю рассчитывать и на тех, и на других. Но насколько часто на футбольном поле происходят конфликты игроков одной и той же команды? Крайне редко. У каждого участника команды своя роль. Защитники ожидают, что нападающие будут возвращаться в оборону, когда это нужно, и наоборот. Игроки уважают друг друга и не нарушают правила игры — как спортивного, так и этического характера, а если кто-то и позволяет себе недостойное поведение — это сурово карается.

Перенесем эту модель на бизнес. Любая компания — это живой организм. Очень часто функции и цели подразделений внутри нее противоречат друг другу. Экономисты должны считать и экономить, а маркетологи — тратиться на продвижение. Продавцы на передовой думают, что они — основные добытчики, а менеджеры среднего звена, «работники тыла», лишь тратят заработанные ими деньги. Эти противоречия выливаются в конфликты внутри коллектива.

Четыре способа разрешения конфликтов

Способов разрешения конфликтов не так уж и много — всего четыре.

Способ № 1. Противостояние

Это может быть противостояние кому-то или чему-то, но суть одна: человек, вступая в конфликт, пытается в нем победить.

Как это выглядит? Кто-то до посинения отстаивает свою правоту. Кто-то заявляет: я сильнее, ты слабее. Кто-то говорит: я лучше, ты хуже — иногда между строк.

У этого способа есть свои плюсы и минусы. Плюс — порой конфликты решаются довольно быстро. Когда один из соперников подавляет другого, отношения переходят в другую стадию.

Минус — жгучая обида накапливается как яд. Проигравшая сторона часто ищет способ отомстить обидчику. Иногда месть осуществляется в ущерб себе и своему отделу. Люди буквально «таранят» свою компанию. Создается иллюзия, что в противостоянии есть победители и проигравшие. Но обычно проигрывает вся компания в целом.

Способ № 2. Подстраивание

Кто-то из участников конфликта говорит: хорошо, твоя взяла, давай сделаем по-твоему. Он делает это из-за того, что:

  • ставки не слишком высоки, поэтому не хочется тратить на конфликт свои силы и энергию;
  • противник ведет себя слишком агрессивно и ставит ультиматумы;
  • ситуация безвыходная.

Люди, которые боятся потерять лицо, редко выбирают методику подстраивания. Они чаще давят и манипулируют своими жертвами. Но у всех у нас бывали моменты, когда мы осознанно или вынужденно подстраивались под ситуацию.

Способ № 3. Избегание конфликта

Один из вариантов — уход от конфликта. Можно просто не прийти на стратегическую сессию, избегать общения, «убрать себя» из эпицентра происходящего. В краткосрочной перспективе это поможет сохранить нервы и спокойствие, но в долгосрочной — это просто откладывание конфликта на потом и потенциальная его эскалация.

Способ № 4. Консенсус (компромисс)

Иногда предыдущий и этот способы разделяют, но по факту они очень похожи. Вы что-то отдали и что-то получили взамен, нашли золотую середину. Осознанный консенсус — наилучший вариант решения конфликта. При таком способе нет недовольных. Минимум сопротивления и негативной энергии.

Однако почти ни в одном коллективе не удается избегать конфронтации, а если и удается, то лишь непродолжительное время. И дело здесь вовсе не в низкой эффективности техник разрешения конфликтов. Дело в среде, в которой они применяются.

Как установить мир в офисе

Я работал с разными коллективами и пришел к выводу, что первопричина конфликтов — рабочая среда. Прекрасный футболист (сотрудник) в плохой среде будет плохо играть. Даже если он замечательный профессионал. Среда окажет на него пагубное влияние и может заставить действовать против своих базовых установок и принципов.

Если говорить о бизнесе, то важны настрой и система отношений в коллективе. Не заявленная, а реальная.

Вот несколько советов, которые помогут руководителю сделать корпоративную среду наименее конфликтной.