Материал раздела Основной
Сегодня компании по всему миру осознают, что путь к эффективности и победе в конкуренции лежит через счастье сотрудников. Так, Gallup выяснил, что уровень удовлетворенности персонала коррелирует с такими показателями, как продуктивность компании, выручка и лояльность аудитории.
К созданию максимально комфортной внутренней среды бизнес идет различными путями. Это может быть как расширение бонусов, так и фундаментальное изменение концепции управления, известное как «бирюзовая» система.
Старый психологический термин актуализировал для бизнеса Фредерик Лалу в своей знаменитой книге «Открывая организации будущего». Ключевая идея «бирюзы» — самоуправление с открытыми зарплатами, отсутствием контроля и менеджмента.
В России идея приобрела не только цитируемость (например, ее неоднократно упоминал в своих выступлениях Герман Греф), но и реальное воплощение. Многие компании официально позиционируют себя как «бирюзовые», например «Вкусвилл». Другие экспериментируют с отдельными элементами — открытыми зарплатами, как, например, 2ГИС.
Этот подход наиболее актуален для ниш интеллектуального труда. Интерес к ней подогревается и общемировым корпоративным трендом на горизонтальные структуры управления (agile-команды, внутренние стартапы с большой степенью свободы).
Важно понимать, что во многих компаниях понятие «бирюзы» может отличаться. Однако основа, ядром которой является самоуправление, остается неизменной.
Главное условие функционирования системы — это максимальная автономия сотрудника, которая возможна при следующих условиях.